17 мая в 18.00 в Фотографическом музее "Дом Метенкова" состоится открытие Международного фестиваля фотографии "Другое измерение". В полном объеме фестиваль прошел летом 2006 г. в Новосибирском художественном музее, куратор - Андрей Мартынов. "Дом Метенкова" представляет только часть этого большого проекта.
Идея фестиваля - показать, какой может быть фотография сегодняшнего дня, как работают фотографы, живущие на разных континентах и принадлежащие к различным культурным традициям. В современном глобальном мире фотография завоевывает все более значимые позиции, превращаясь в универсальный язык общения людей и диалога культур. Фотография - молодое искусство с огромными перспективами на будущее: традиционным фотографическим технологиям в XXI в. добавилась цифра, современные авторы ищут новые выразительные средства не забывая о сложившейся традиции. Сегодня фотография располагается на пересечении континентов, культур, времен, демонстрируя удивительную способность изменяться вместе с меняющимся миром. Несколько персональных выставок в рамках фестиваля "Другое измерение" иллюстрируют этот процесс.
Американский фотограф Фрэнк Дитури - приверженец традиционной аналоговой черно-белой фотографии, того ее направления, которое можно назвать с большой буквы художественной. Ф. Дитури родился и вырос в семье итальянских иммигрантов, он считает себя американцем и одновременно человеком, принадлежащим и к европейской культуре. "В последние годы меня очень интересует неясный свет, часто появляющийся вблизи темного горизонта и в других слабо освещенных местах, - говорит втор. - Это особый едва различимый свет, не всегда видимый глазами, но ощущаемый всем телом. Я считаю, что именно благодаря этому достигается и подчеркивается особое ощущение таинственности и грусти, особенной эстетической трогательности моих фотографий. Возможно, мною движет почти религиозная связь с землей моего отца. Мои последние фотографии становятся все более духовными и возвышенными". Уникальное техническое мастерство фотографа позволяет ему создавать отпечатки с едва уловимыми переходами черного и белого, с тонкостью в мельчайших деталях.
Другое направление современной фотографии представляет профессор Токийского университета Норио Кобаяси и его ученики. Фотоаппарат для японских фотографов - продолжение руки, снимать так же естественно, как дышать и жить. Тема фотографий - жизнь человека в мегаполисе, объекты - самые простые вещи окружающей бытовой обстановки, такие как кухня или метро. Выставки, объединенные в проект "Японская цифровая фотография", - это еще одна версия репрезентации повседневности в визуальных искусствах. Принцип Кобаяси - ни дня без фотографии, в полной мере может быть реализован только в эпоху цифровых технологий. Визуальные образы в современном мире не столько отображают реальность, сколько формируют ее. Зритель не разглядывает фотографию в раме, а погружается в множественность изображений, как в среду существования. Вокруг таких преподавателей, как Н. Кобаяси, сегодня в Японии сформировалась "новая волна" молодых фотографов, стремящихся к тотальной оцифровке мира.
Выставка французского фотографа русского происхождения Антона Козлова "Вампиры" пересекается с той областью мировой культуры, которую принято называть массовой. Фотографии этого проекта - не лишенная юмора и иронии перекличка с фильмами ужасов, китчем и телевизионными передачами, эксплуатирующих разного рода страхи обывателя. С помощью фотографических техник автору удалось добиться инфернального впечатления от портретов людей, в самом деле похожих на вампиров. Пугающие наивного зрителя фотографии тем не менее остаются всего лишь игрой, выдумкой, фантазией автора.