НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Картины о жизни в XIX веке из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга

26 апреля 2007Санкт-Петербург
А.Е.Карнеев. Зарок не пить. Общество тревозвости. 1860. Частное собрание Москва
И.М.Прянишников. Пряха. 1878.  Частное собрание Санкт-Петербург

26 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Картины о жизни в XIX веке из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга". Экспозиция включает 27 живописных работ.

Жанровая живопись всегда пользовалась большой популярностью у собирателей. Знаменательным представляется то, что именно с жанровых картин начинались две самых значимых для русской культуры коллекции - Павла Третьякова и императора Александра III, составившие основу Третьяковской галереи и Русского музея соответственно. В 1856 Третьяков году купил полотно Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами", а Александр III, будучи еще наследником, приобрел в 1864 году работу Ивана Келера-Вилианди "Итальянская девочка, черпающая воду". Тогда же крупнейший критик Владимир Стасов уверенно заявил: "Все будущее нашей художественной школы лежит в нынешних так называемых жанрах и жанристах".

В России познакомились с европейским бытовым жанром в начале XVIII века, когда Петр I и его сподвижники стали закупать в Голландии картины для украшения своих дворцов. И в дальнейшем "малые голландцы" пользовались в России успехом, став предметом страстного коллекционирования. Сложнее обстояло дело с формированием национальной школы жанровой живописи, которая могла возникнуть лишь на фоне развитой общественной жизни.

Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I и воцарение Александра II, взявшего курс на либеральные реформы, резко изменили как общественно-политическую, так и культурную ситуацию в стране, способствуя зарождению нового русского искусства. На смену романтизму пришел критический реализм, сформировался тип "шестидесятника", переживающего все общественные несправедливости как личные. Полотна Василия Перова, Фирса Журавлева, Василия Пукирева, Иллариона Прянишникова пробуждали в зрителе чувства возмущения, сострадания и протеста. Эта порой гипертрофированная критичность, нежелание замечать иные аспекты жизни, кроме дурных, были "болезнью" быстрого роста, страстным желанием уподобить живопись по общественной значимости литературе.

В 1863 году четырнадцать учеников-академистов, в числе которых был и представленный на выставке Константин Маковский, воспользовались формальным предлогом и демонстративно вышли из Академии. Они образовали петербургскую Артель художников, построенную на началах бытовой коммуны, хотя сама Академия к тому времени была вполне либеральной и даже поощряла остросоциальные сюжеты (в 1863 Пукирев получил звание профессора за картину "Неравный брак").

Кризис "шестидесятничества" был преодолен рождением в 1870 году первого успешного идейно-коммерческого объединения живописцев - Товарищества передвижных художественных выставок. Его основатели, среди которых был и "шестидесятник" Прянишников, представленный на выставке типичной для него однофигурной композицией "Пряха", переосмыслили и развили плодотворные стороны предшествующего периода. Вскоре тон в Товариществе стали задавать молодые реалисты во главе с Ильей Репиным. Разница между ними и "шестидесятниками" была в их внутреннем мироощущении. Молодежь глядела на жизнь шире, не гнушаясь романтических тем и живописной раскованности. Благодаря этому поколению реалистическое направление заняло ведущие позиции в художественной жизни России и завоевало признание не только публики, но и Императорского двора. Многие передвижники, поначалу с презрением относившиеся к чинам и орденам, со временем превратились в респектабельных профессоров.

К 1890-м годам по своей образности и натуралистичности полотна многих членов Товарищества сближаются с академическим жанром, который не оставался безучастным к открытиям передвижников, особенно после того, как виднейшие из них в 1893 году возглавили учебные мастерские в Академии. Примером этому служит творчество Ивана Пелевина - талантливого жанриста и исторического живописца, активного участника академических выставок. Его работа "В избе" могла бы быть экспонирована у передвижников, в то время как решенная с большим юмором картина члена ТПХВ Константина Савицкого "Охотники" украсила бы любую выставку в Академии.

К середине 1890-х годов передвижничество вырождается в своеобразный "академизм". Старшее поколение передвижников с трудом сдерживает натиск молодых членов объединения, ищущих иных тем и средств выражения, идущих на смелые эксперименты, связанные с импрессионизмом. Овладение пленером дает передвижническому жанру новое дыхание. Работы Кириака Костанди ("Варят варенье") и Арнольда Лаховского ("В сапожной мастерской") характеризуют последний период в развитии жанра, отмеченный, как и прежде, значительными творческими достижениями.

Много лет Товарищество передвижников противостояло салонно-академическому искусству с его апологией классических форм и эстетства. Картина Степана Бакаловича "Послание" - образец подобной живописи, где художник демонстрирует тонкое чувство стиля и профессиональное мастерство. Творчество влюбленного в античность Бакаловича очаровало даже главного покровителя передвижников - Третьякова, купившего его работу.

Разбираясь в перипетиях художественной жизни второй половины XIX - начала XX веков, наполненной деятельностью шумных и амбициозных группировок, нельзя упускать из виду мастеров, стоявших в стороне от борьбы за зрителя и покупателя и просто профессионально занимавшихся любимым делом. Не у всех судьбы сложились благополучно, но ныне их картины пользуются заслуженным признанием зрителей, специалистов и коллекционеров. К таким художникам можно отнести Николая Сверчкова и Леонида Соломаткина.

Яркая и неповторимая эпоха середины XIX - начала XX веков стала для русской жанровой живописи периодом подлинного расцвета. Выставка жанровых произведений из частных собраний, где выразительно представлены мастера нескольких поколений и разной творческой ориентации - от Пимена Орлова, последователя школы Брюллова, до плэнеристов Лаховского и Костанди - дает редкую возможность увидеть их картины вне научной, умозрительной системы, которой неизбежно подчиняются музейные экспозиции. Только так, в общем художественном контексте, и можно объективно представить русскую жанровую живопись во всем ее тематическом и стилистическом многообразии.

www.museum.ru/N31011
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 25.05.2019  x    ?  


500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

Презентация проекта «Мой Достоевский. Музей создается людьми»

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Юдзи Хирацука. Жизнь в эпоху Гэндай

Студия Grame. Звук вокруг

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Валерий Пчелин и Игорь Михайленко. Священный лес

Андрей Топунов. Программируемая графика

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Путями Н.К. Рериха. Псковское ожерелье

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru