НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Картины о жизни в XIX веке из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга

26 апреля 2007Санкт-Петербург
А.Е.Карнеев. Зарок не пить. Общество тревозвости. 1860. Частное собрание Москва
И.М.Прянишников. Пряха. 1878.  Частное собрание Санкт-Петербург

26 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Картины о жизни в XIX веке из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга". Экспозиция включает 27 живописных работ.

Жанровая живопись всегда пользовалась большой популярностью у собирателей. Знаменательным представляется то, что именно с жанровых картин начинались две самых значимых для русской культуры коллекции - Павла Третьякова и императора Александра III, составившие основу Третьяковской галереи и Русского музея соответственно. В 1856 Третьяков году купил полотно Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами", а Александр III, будучи еще наследником, приобрел в 1864 году работу Ивана Келера-Вилианди "Итальянская девочка, черпающая воду". Тогда же крупнейший критик Владимир Стасов уверенно заявил: "Все будущее нашей художественной школы лежит в нынешних так называемых жанрах и жанристах".

В России познакомились с европейским бытовым жанром в начале XVIII века, когда Петр I и его сподвижники стали закупать в Голландии картины для украшения своих дворцов. И в дальнейшем "малые голландцы" пользовались в России успехом, став предметом страстного коллекционирования. Сложнее обстояло дело с формированием национальной школы жанровой живописи, которая могла возникнуть лишь на фоне развитой общественной жизни.

Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I и воцарение Александра II, взявшего курс на либеральные реформы, резко изменили как общественно-политическую, так и культурную ситуацию в стране, способствуя зарождению нового русского искусства. На смену романтизму пришел критический реализм, сформировался тип "шестидесятника", переживающего все общественные несправедливости как личные. Полотна Василия Перова, Фирса Журавлева, Василия Пукирева, Иллариона Прянишникова пробуждали в зрителе чувства возмущения, сострадания и протеста. Эта порой гипертрофированная критичность, нежелание замечать иные аспекты жизни, кроме дурных, были "болезнью" быстрого роста, страстным желанием уподобить живопись по общественной значимости литературе.

В 1863 году четырнадцать учеников-академистов, в числе которых был и представленный на выставке Константин Маковский, воспользовались формальным предлогом и демонстративно вышли из Академии. Они образовали петербургскую Артель художников, построенную на началах бытовой коммуны, хотя сама Академия к тому времени была вполне либеральной и даже поощряла остросоциальные сюжеты (в 1863 Пукирев получил звание профессора за картину "Неравный брак").

Кризис "шестидесятничества" был преодолен рождением в 1870 году первого успешного идейно-коммерческого объединения живописцев - Товарищества передвижных художественных выставок. Его основатели, среди которых был и "шестидесятник" Прянишников, представленный на выставке типичной для него однофигурной композицией "Пряха", переосмыслили и развили плодотворные стороны предшествующего периода. Вскоре тон в Товариществе стали задавать молодые реалисты во главе с Ильей Репиным. Разница между ними и "шестидесятниками" была в их внутреннем мироощущении. Молодежь глядела на жизнь шире, не гнушаясь романтических тем и живописной раскованности. Благодаря этому поколению реалистическое направление заняло ведущие позиции в художественной жизни России и завоевало признание не только публики, но и Императорского двора. Многие передвижники, поначалу с презрением относившиеся к чинам и орденам, со временем превратились в респектабельных профессоров.

К 1890-м годам по своей образности и натуралистичности полотна многих членов Товарищества сближаются с академическим жанром, который не оставался безучастным к открытиям передвижников, особенно после того, как виднейшие из них в 1893 году возглавили учебные мастерские в Академии. Примером этому служит творчество Ивана Пелевина - талантливого жанриста и исторического живописца, активного участника академических выставок. Его работа "В избе" могла бы быть экспонирована у передвижников, в то время как решенная с большим юмором картина члена ТПХВ Константина Савицкого "Охотники" украсила бы любую выставку в Академии.

К середине 1890-х годов передвижничество вырождается в своеобразный "академизм". Старшее поколение передвижников с трудом сдерживает натиск молодых членов объединения, ищущих иных тем и средств выражения, идущих на смелые эксперименты, связанные с импрессионизмом. Овладение пленером дает передвижническому жанру новое дыхание. Работы Кириака Костанди ("Варят варенье") и Арнольда Лаховского ("В сапожной мастерской") характеризуют последний период в развитии жанра, отмеченный, как и прежде, значительными творческими достижениями.

Много лет Товарищество передвижников противостояло салонно-академическому искусству с его апологией классических форм и эстетства. Картина Степана Бакаловича "Послание" - образец подобной живописи, где художник демонстрирует тонкое чувство стиля и профессиональное мастерство. Творчество влюбленного в античность Бакаловича очаровало даже главного покровителя передвижников - Третьякова, купившего его работу.

Разбираясь в перипетиях художественной жизни второй половины XIX - начала XX веков, наполненной деятельностью шумных и амбициозных группировок, нельзя упускать из виду мастеров, стоявших в стороне от борьбы за зрителя и покупателя и просто профессионально занимавшихся любимым делом. Не у всех судьбы сложились благополучно, но ныне их картины пользуются заслуженным признанием зрителей, специалистов и коллекционеров. К таким художникам можно отнести Николая Сверчкова и Леонида Соломаткина.

Яркая и неповторимая эпоха середины XIX - начала XX веков стала для русской жанровой живописи периодом подлинного расцвета. Выставка жанровых произведений из частных собраний, где выразительно представлены мастера нескольких поколений и разной творческой ориентации - от Пимена Орлова, последователя школы Брюллова, до плэнеристов Лаховского и Костанди - дает редкую возможность увидеть их картины вне научной, умозрительной системы, которой неизбежно подчиняются музейные экспозиции. Только так, в общем художественном контексте, и можно объективно представить русскую жанровую живопись во всем ее тематическом и стилистическом многообразии.

www.museum.ru/N31011
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Айны. Следы цивилизации. Бёзан Хирасава и Дамир Муратов

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru