Каждому человеку, а особенно человеку творческому, свойственна своя особая атмосфера, создаваемая его личностью и талантом. Есть люди предельно энергетически заряженные, есть - отрешенные и неуловимые. А художник Александр Антонович Шевкопляс (1930-1997) и его творчество отличаются редкой сердечной теплотой и проникновенностью. Каждый раз на его персональных выставках у зрителей словно стихают повседневные страсти, эмоции становятся сдержанными и глубинными. Он совершенно не совместим с суетой. Удивительный душевный такт и деликатность присущи и близким художника. Трепетно сохраняет наследие и память о нем Ольга Павловна Шевкопляс, благодаря которой во многом и состоялась данная выставка в Художественном музее. Ведь кроме произведений из фондов КОХМ, здесь представлены и работы из ее коллекции. Многие из них уже экспонировались в городе Евразийским центром современного искусства. А куратор Вадим Осадчий сделал для графики достойное оформление, выказав отчасти и этим свое уважение Александру Шевкоплясу как художнику традиционного направления, но современного, точнее вневременного по сути.
Биография Александра Антоновича не впечатляет внешними событиями. Уроженец Краснодарского края, он принял Зауралье как свою вторую родину, которой он посвятил свое творчество. Его предельная самоуглубленность и строгая, по-философски почти аскетичная, манера мышления во многом совпала с образностью и точностью графического искусства.
Среди художников немного найдется столь уникальных мастеров графики, как Александр Антонович Шевкопляс. Его приверженность обыкновенному графитному карандашу, может быть, с начала была случайностью, вызванной условиями жизни вчерашнего студента в Шадринске, куда он попал по распределению сразу после окончания Ростовского художественного училища. Но техника, кажущаяся, на первый взгляд, простой, заворожила его своими поистине неисчерпаемыми возможностями. С одной стороны, точность и строгость реальности, перенесенной на бумагу с помощью штрихов и линий, с другой стороны - предельная условность этого, по сути, лишенного цвета черно-белого мира. Но непостижимым образом даже в нем художнику удавалось передать присущие лишь живописи оттенки всех сложнейших цветовых отношений; бесконечную игру их взаимодействия в отражениях, бликах, рефлексах; и даже достигать очаровательного впечатления тающей воздушной перспективы. Подобное отношение к графике сравнимо с офортами И.И. Шишкина, к сожалению, мало знакомыми широкому кругу любителей искусства. Может, еще секрет и в том, что Александру Шевкоплясу удалось найти свою неповторимую манеру рисунка.
Для этого художника любой привычный пейзажный или жанровый мотив всегда становился отправной точкой для поиска индивидуальных средств выразительности, будь то мелкие легкие неторопливые перекрещивающиеся штрихи с "паузами" чистого листа, или густые вибрирующие, сделанные в молниеносном движении. А чаще всего, автор так виртуозно сочетал все возможные приемы работы с графитным карандашом, что в его произведениях их разнообразие столь же неисчислимо, как сочетание нот в музыке. Достаточно сравнить его листы: "Лошади у Кургана" (1985), "Там, где цветут одуванчики" (1980), "Поле" (1981), "К вечеру.(Деревенские разговоры)", "Весенняя вода" все - из собрания КОХМ). Или "Дождик капает", "Деревья на обрыве", "К весне" (1993), "Вокзал. Шадринск" (из коллекции О.П. Шевкопляс).
Поразительны и немногочисленные листы Александра Шевкопляса, выполненные цветными карандашами. Используя способы оптического смешения цветов - единственно здесь возможного - он достигает впечатления истинной живописности, весьма далекой от привычной для этой техники нарочитой или случайной декоративности. Это его натюрморты "Зимние яблоки", "Натюрморт с часами", "Натюрморт с подсолнухами".
Работой с пастелью (особыми цветными мелками) художник всерьез увлекся уже в 1990-е годы. Его ,видимо, притягивало в ней удивительное соединение мягкости и одновременной насыщенности оттенков. Лирическому дарованию Александра Шевкопляса оно соответствовало идеально. Емкость и глубина образов особенно присущи его пастельным пейзажам: "Весна" (1997), "Бабье лето" (1994), "Ива цветет" (1997), "Темная вода".
А немногочисленные произведения живописи Шевкопляса, представленные в экспозиции, относятся в основном к раннему периоду творчества. И наиболее интересны небольшие пейзажные этюды, где переданы разные состояния природы в их мгновенном впечатлении.
И своеобразным завершающим штрихов в экспозиции стали два автопортрета: ранний - живописный, и более поздний, выполненный черной акварелью.
Знакомство с художником состоялось. Для кого-то давно, для кого-то впервые. Но, думается, забыть такую встречу невозможно.