ЦУМ стоит на прежнем месте, его все знают, дойти до него легко. Непривычно, что дверь открывает швейцар, но ошибки нет - 2 биеннале современного искусства проходит именно здесь. Об этом говорит и табличка у двери "вход на философскую конференцию…" Если искусство теперь выставляется в недостроенном помещении, а философская конференция проходит в магазине, то чем теперь занимается философия? Ну ладно, потом обсудим. А пока поднимаемся на 4 этаж сквозь одурманивающие запахи духов, далее этаж мужской одежды, потом женской. 4 этаж отдан детской и молодежной одежде - вот оно место современного искусства. Спрашиваю девушку-консультанта в отделе одежды, где проходит биеннале, вижу непонимание, уточняю - выставка. Спрашиваю вторую и получаю красноречивый ответ - за буфетом. Хорошее место.
Современное искусство - это высокотехнологичный продукт. Если главным героем прошлой биеннале был проектор, то на первое место на второй биеннале выходит плазменная панель. Все что представлено в ЦУМе - это видеоарт, живописи, скульптуры или других объектов здесь нет. На биеннале представлено 35 выставок и 100 художников. Своеобразный супермаркет искусства, при таком выборе каждый может найти что-то для себя по вкусу. Самое главное - это отличать зерна от плевел, если попадается некачественный продукт, то не судить по нему обо всей выставке. Точно так же как в магазине есть определенный процент брака, на выставке есть определенное число странных работ. В руки каждого из нас однажды попадала камера, мы что-то снимали. Но обычно такая кассета попадает на полку и никогда не пересматривается, тем более не отправляется на выставку. Такие ролики мы пропустим.
Рекомендую обратить Ваше внимание на ролик Mario Garsia Torres. Он рассказывает историю, которую можно назвать "Бегом по музею". Двое молодых людей и девушка приходят в музей и начинают чинно осматривать картины, а потом как побегут и несутся до конца музея, вызывая повышенное внимание смотрителей и охраны. Очень показательно. И посетители, и пресса осматривают выставки в таком же темпе, жизненная, знакомая каждому история. Помните, почти всегда после посещения музея болят ноги от ходьбы и почти никогда не болит голова от впечатлений. Поход в музей напоминает спортивное занятие, только кому-то нравится это делать в спортивном, а кому-то в культурном антураже. Проект в ЦУМе готовила команда зарубежных кураторов - Даниель Бирмбаум, Гуннар Кварган, Ханс-Ульрих Обрист. Здесь представлена большая часть американских роликов. Цель биеннале: показать включенность России в международный художественный контекст. На примере музейного ролика я вижу, что "Бегом по музею" - это международная тенденция и Россия здесь полностью выступает в международном контексте.
Темный выставочный зал и много экранов. По впечатлениям напоминает кинофестиваль. Такие мысли были не только у публики. Организаторы специально пояснили что биеннале - не кинофестиваль. Может быть, потому что в кино зрители испытывают "коллективные" чувства - вместе переживают, пугаются, смеются. То ролики видеоарта не предполагают общей реакции. Но отличие, не такое и большое, зыбкое.
Биеннале - это фестиваль, а фестиваль подразумевает динамику, перемещение, движение. Таким образом, логично выглядит перемещение из ЦУМа, который все знают, в башню Федерации, которую не так просто отличить от еще пяти похожих близнецов. Частью биеннале становится и новое направление в метро, ехать надо на новую станцию Международная. Вы еще не были на этой станции? Заодно и здесь побываете. У выхода из метро любой из строителей в каске, а другой публики там просто нет, дружелюбно Вам подскажет, какая башня Федерации.
Подходя к башне, не пугайтесь. На входе стоит строитель-охранник, который считает вошедших, следит, чтобы все были в касках. Строительная каска - это обязательный атрибут биеннале, вроде музейных тапочек. Входить можно только по 25 человек, именно столько поднимает на 18 этаж… нет, не лифт, а строительный подъемник. Немножко боязно конечно знакомиться с современным искусством в таких экстремальных условиях. Но может быть, именно эти впечатления запомнятся Вам больше всего от знакомства с современным искусством и еще вид с 21 этажа башни Федерации. А выставку внимательнее посмотрим через два года. Надеюсь, что она состоится (Н. Трегуб)
Дополнительно о биеннале см. http://www.museum.ru/N30299