22 февраля в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка "Рисунок и акварель в России. Вторая половина Х1Х века". Это - третья выставка проекта Государственного Русского музея "Три века русского рисунка". Для выставки выбраны лучшие образцы из богатейшего собрания ГРМ. Представлено около 130 произведений шестидесяти пяти художников. Некоторые листы экспонируются впервые.
Графическое искусство на протяжении полустолетия претерпело значительную эволюцию. К концу Х1Х века оно превратилось в самостоятельный вид творчества, отделившись от живописи и выставками, и интересом коллекционеров. На этом длинном пути именно рисунок, положенный в основу академического обучения, создавал фундамент высокого профессионализма. Все прославленные живописцы, будь то пейзажист И.И.Шишкин, портретист И.Н.Крамской или жанрист В.Е.Маковский, в равной мере были графиками. Подобное совмещение, не столь явственное для следующего этапа истории отечественного искусства, но характерное для предшествовавшего, объяснялось влиятельностью Академии художеств для всей художественной жизни России. Противостояние ее доктрине в лице передвижников, тем не менее не затронуло основ академической системы обучения.
Этапы развития графики второй половины Х1Х века, обозначенные десятилетиями, обладают отличительными свойствами.
Графику 1850-х - 1860-х годов представляют рисунки В.Г.Перова, И.Н.Крамского, А.К.Саврасова, акварели П.П.Чистякова и многих других менее известных мастеров. Они воссоздают образ времени не только в облике портретированных или в чувствах, наполняющих пейзажи. Самое существенное, что доносят до нас произведения этих двух десятилетий, кроется в простоте и искренности интонации: все настойчивее художники обращались к реальности напрямую, минуя посредничество классицистических канонов или возвышенной патетики романтизма.
Созданные Крамским в эти годы портреты исполнены в монохромной технике соуса. Это одна из примет графики той поры, вызванная к жизни двумя характерными для времени тенденциями: соперничеством с фотографией и демократизацией искусства. С этих портретов к нам обращен взыскующий взгляд "шестидесятников" века девятнадцатого (Крамской. "Портрет Чистякова").
Еще одно техническое новшество этого времени - специальная бумага папье-пелле. Этим французским изобретением 1850-х годов стали охотно пользоваться не только дилетанты, но и крупные мастера, включая А.К.Саврасова, умевшего деликатно обыграть готовую цветную или черно-белую основу. На папье-пелле исполнена и большая серия хранящихся в Русском музее рисунков В.Ф.Тимма, очевидца севастопольских событий 1855 года. Его воодушевленность просвечивает сквозь занимательность и красочность сцен военного быта (Тимм "За фортепианами"). В контексте эпохи, атмосферу которой пронизывали мощные социальные токи, естественным представляется то обстоятельство, что некоторым из листов была уготована необычайная судьба. Так маленькая акварель архитектора В.А.Гартмана получила музыкальное воплощение в произведении М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" и благодаря этому обрела особый статус, в ней как бы высветились новые грани образности, в наши дни влекущие к ней почитателей творчества Мусоргского со всех концов света (Гартман. "Парижские катакомбы").
Широкое распространение в 1860-е годы получает журнальная графика в связи с увеличением количества периодических изданий. Самыми острыми среди них были "Искра" и "Гудок". В Государственном Русском музее хранятся карикатуры для этих журналов, не пропущенные в печать цензурой, но кем-то заботливо собранные, вклеенные в альбом и сохраненные для потомков.
Рисунки и акварели 1870-х годов создают иной образ времени, отличный от того, что представлен листами предшествующих двух десятилетий. В нем отчетливо проступает стремление к обобщенной и реалистической трактовке действительности, обращенность к большой аудитории, и как следствие - некоторое увеличение дистанции со зрителями. Их круг значительно расширило возникшее в 1871 году Товарищество передвижных художественных выставок, оно активизировало интерес публики к творчеству художников. Пейзаж 1870-х годов представлен работами И.И.Шишкина, А.П.Боголюбова, И.К.Айвазовского, А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева. Ранняя смерть прервала жизненный путь Васильева на самом пороге его творческого взлета, но величие его дарования она не скрыла. Из огромного графического наследия художника, хранящегося в Русском музее, на выставке можно увидеть несколько листов. Они заключают в себе трепетность поклонения природе, тончайшую музыкальность ее восприятия, романтичность художественного языка (Васильев. "Гумно").
В это же десятилетие крепнет талант И.Е.Репина, неутомимого и блистательного рисовальщика, сумевшего портретному рисунку вернуть былую высоту, наполнившего этот жанр психологизмом. Великолепной маэстрии достигает и портрет в графике И.Н.Крамского. Из скупой, инертной техники соуса художник извлекает удивительные свойства - подвижность и мягкость тона, создав один из своих шедевров в портрете жены (Крамской. "Портрет жены").
Значительное место занимал в этот период бытовой жанр, его развитию способствовал реалистический метод творчества, при котором работе над композицией предшествовал этап натурных набросков. Тематика жанровых листов имела широкий диапазон: от наполненных состраданием сюжетов В.Г.Перова до занимательных жизненных сценок В.Е.Маковского, подкупающих тонкой наблюдательностью и психологической точностью (В.Е.Маковский. "Деловой визит к коллекционеру").
1880-е годы предстают зрелым мастерством И.Е.Репина (Репин. "Невский проспект"), замечательными пейзажными рисунками И.И.Шишкина, не уступающими своей выразительностью и глубиной его живописным картинам (Шишкин. "Сосны"), блистательным акварельным творчеством В.И.Сурикова (Суриков. "Женский портрет"). Тяготение к большому формату, характерное для многих работ этого времени, свидетельствует об отношении к рисунку как выставочному экспонату, занимающему достойное место среди живописных произведений.
В 1890-е годы шедевры И.Е.Репина, И.И.Левитана, Н.Н.Ге (Ге. "Распятие"), В.И.Сурикова вплотную подводят к новому этапу в эволюции графики, к зарождению иного пластического языка. В лице М.А.Врубеля и В.А.Серова - учеников знаменитого академического педагога П.П.Чистякова, утверждается вкус к воссозданию реальности не в ее "копийном" облике, а опосредованно. На первый план выходят артистизм, недоговоренность, способность передать внутреннее, подчиняющее себе внешнее. Даже белое поле листа "заряжается" энергией творческой воли художника и служит средством выразительности. Акцент переносится с социального на духовное.
Отдельный зал в экспозиции занимают произведения, исполненные участниками "Общества русских акварелистов". Возникшее в 1880 году, оно заботилось о престижности акварельных листов, экспонируемых прежде среди живописных картин. Ежегодные выставки акварелистов имели большой успех у публики, прессы, коллекционеров, в частности, много внимания им уделяла княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. В 1898 году она принесла в дар только что основанному Русскому музею свою графическую коллекцию, большую половину которой составляли работы акварелистов. Некоторые из этих мастеров отдали дань салонному искусству, получившему широкое распространение именно в 1880-е - 1890-е годы (Бобров. "В белом хитоне").
В отдельную группу собраны также учебные академические работы - штудии натурщиков, эскизы программ. Они дают представление о методах обучения рисунку в разные десятилетия (Савинский. "Голова Аполлона"). Рядом с ними можно увидеть ряд акварельных эскизов церковных росписей. К подобному виду творчества обращались многие художники во все времена (Бейдеман. "Иоанн Предтеча").
Ближе к концу Х1Х века начинают формироваться самые знаменитые и значительные графические собрания - москвича И.Е.Цветкова, петербуржцев С.С.Боткина и В.Н.Аргутинского-Долгорукого. После революции они оказались в государственных музеях и ныне лучшие их образцы входят в состав настоящей выставки.