НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Туркестан в старых фотографиях и керамике

c 3 февраля по 8 апреля 2007Москва
Туркестан в старой фотографии и керамике
Туркестан в старой фотографии и керамике
Туркестан в старой фотографии и керамике
Туркестан в старой фотографии и керамике
Во второй половине XIX века Туркестан, на территории которого в это время располагались Бухарское, Кокандское и Хивинские ханства, стал одной из провинций Российской империи. В 1865 году русскими войсками был взят Ташкент, а в 1867 году образовано Туркестанское генерал-губернаторство, которое с 1886 года официально стало называться Туркестанским краем.

Важной чертой колониальной политики России в Туркестане было повышенное внимание к изучению истории и культуры этого края.

Интерес к древностям, найденным в туркестанской земле, как среди специалистов, так и среди коллекционеров (не только российских, но и европейских) был очень велик. И, конечно, одним из наиболее массовых материалов, представлявших древнюю и средневековую культуру Туркестана, были керамические изделия.

Глина на Востоке - особый материал. В Туркестане из глины делалось буквально все - дома, ограды, печи. В руках мастера глина становилась посудой и кирпичом, образками и игрушками, лампами и мышеловками; строительными материалами, из которых возводили общественные здания, и изразцами, которыми эти здания украшались. Глина была значимым материалом для народного искусства. Фольклор наделял глину качествами целебными, защитными и даже магическими.

Экспонаты выставки дают возможность проследить за процессом сложения совершенно оригинальной, технически и эстетически совершенной керамической школы, внесшей большой вклад в художественную культуру ислама. Керамические сосуды X в. иллюстрируют время расцвета эпиграфического декора на керамике. Посуда с изящными и поучительными арабскими надписями становится весьма популярной. Не менее распространена была керамика, украшенная изобразительными, в частности, зооморфными мотивами. Запрет на изображения в исламском искусстве не был безоговорочным, и не распространялся на прикладное искусство. Выставка туркестанской керамики - вторая за последние полгода выставка Музея Востока, показывающая несправедливость распространенного мнения о неизобразительности мусульманского искусства.

В поздней среднеазиатской керамике XIX-начала XX вв., тяжелой и грубой, мало что осталось от ее блистательной средневековой предшественницы, отличавшейся тонким черепком, превосходной глазурью и великолепной росписью. Тем не менее, эта поздняя гончарная посуда являлась колоритной деталью традиционного быта, образцом живого ремесла, в котором современные мастера продолжают черпать формы и узоры.

Второй, не менее значительной, компонентой выставки стали уникальные фотографии, сделанные в Туркестане исследователями и профессиональными фотографами, членами императорской семьи, высокопоставленными военными и их женами.

Изобретение фотографии в XIX в. открыло перед человечеством новые возможности, некоторые из которых современники не могли оценить в полной мере. Местная экзотика, которую снимали европейцы, оказавшиеся в Туркестане в конце XIX-начале XX в., со временем исчезла. И только благодаря фотографиям до нас дошли лица людей, детали быта, представление о костюме и обстановке тех лет. Именно благодаря фотографиям мы знаем, как выглядели памятники Туркестана сто лет тому назад, когда они сохраняли множество деталей, утраченных в наши дни.

Самые разные люди, находившиеся в Туркестане кто по долгу службы, кто из профессионального интереса, кто привлеченный самобытным колоритом экзотической провинции Империи, сделали ощутимый вклад в изучение и сохранение богатого культурного наследия страны с удивительной и яркой историей.

За восемь веков истории Средней Азии расцветали и разрушались города, возникали и приходили в упадок империи. Неизменным оставалось лишь стремление человека к красоте и гармонии, свидетельством чему пережившие всё хрупкие глиняные сосуды. В современном мире господства высоких технологий ручной ремесленный труд превращается в редкое дорогостоящее искусство, которое сегодня важно запечатлеть и сохранить во всем его многообразии.

www.museum.ru/N29645
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Востока
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, 12а
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 691-9614, 691-0212, 691-4966 (экс. бюро)
сайт:www.orientmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.08.2019  x    ?  


Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

«Дело Таганцева» и его эпилог

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Музыкальный пикник на форте Поспелова

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Выставка Валентины Филипповой «Берега Оредежа» в Музее Ф.М. Достоевского

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности

День памяти Марины Цветаевой

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия»

Выставка музея Шолохова на Белгородчине

Яблочный Спас в Суздале

Выставка «Художник-маринист Леонид Блинов» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие залов постоянной экспозиции Новой Третьяковки

Ночь кино в Музее В.А. Тропинина

Выставка «Дом и дым», посвящённая 100-летию памяти Леонида Андреева

Усадебный праздник «Дары лета» в музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка «Бабушкина брошка рассказывает…» в Калининградском историко-художественном музее

"Ночь кино-2019" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения

Лаборатория «Сделано в музее» определила своих будущих лаборантов

Выставка «Русский военный костюм» в Орловском краеведческом музее

Даня Акулин. Пенумбра

Персональная выставка Андрея Шенгелия «Дом моряка» в Центре книги и графики

М.В. Нестеров. Святая Русь. Реставрация

Выставка «Я движима стремлением…» в Хакасском национальном краеведческом музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru