В Москву приехала выставка Павла Филонова (1882/83 - 1941) из Русского музея. Выставку ждали с лета, много были наслышаны. Кроме самих картин было еще оригинальное оформление - темные залы. Но двух одинаковых выставок не бывает.
Выставку в Музее личных коллекций оформлял Б. А. Мессерер, который категорически отказался от черного фона, хотя всем известно пристрастие этого художника к черному цвету. Борис Асафович увидел Филонова в белом оформлении и авторы выставки из Санкт-Петербурга не смогли переубедить художника. Пространство атриума Музея личных коллекций может быть и подходит для презентации для большого скопления публики, но с выставочной точки зрения высокий зал-колодец с окнами очень труден для развески картин. Павел Филонов выдающийся русский художник, в знак уважения к мастеру Мессерер решил подвесить картины особым образом, чтобы создавался эффект парения в воздухе. Так радикально по-разному воспринимается один и тот же художник зрителями - одни видят его творчество трагически, другие позитивно.
Вот и почти все отличия от выставки в Русском музее. К выставке еще только добавилось несколько работ из Третьяковской галереи. Музыкальный аппарат, который издает странные звуки АНС (Александр Николаевич Скрябин) присутствует, и синий лев "Монумент утопии" В. А. Захарова стоит перед музеем, как говорящая реклама выставки. Анимационный фильм по мотивам произведений Филонова - показывается.
Имя Филонова известно публике и его выставки уже проходили. Но Русский музей и Музей изобразительных искусств ставит вопрос иначе: "Имя известно, но известно ли творчество?" Оказалось, что многие работы не атрибутированы, не изучены. Как говорит заместитель директора ГРМ по научной работе Е. Н. Петрова: "Художник есть, а понимания нет".
Долгое время Русский музей даже не мог толком понять, сколько работ в его фондах, так как часть произведений сестра художника Е.Глебова то отдавала в музей на хранение, то забирала обратно домой. Сейчас уже многое сделано: работы посчитаны, описаны, атрибутированы, подготовлены монографии о художнике, статьи, воспоминания, опубликованы дневники, но… Работы еще много. Опубликованы дневники 1930 - 1939 гг, что не исчерпывает жизненный путь художника. По спискам несостоявшейся выставки 1929 года многим картинам были возвращены авторские названия.
Надо сказать, что выставка достаточно сложная. Если обычно искусство апеллирует к чувствам и сердцу, то искусство Филонова - аналитическое, оно обращено к разуму или мозгу. А людей, склонных к аналитическому искусству, в разы меньше людей, склонных к чувственной живописи. Если обычно выставку смотрят, то выставку Филонова, по словам И. А. Антоновой необходимо "прочесть". Музей предлагает для прочтения 140 произведений художника, в Санкт-Петербурге было представлено 160 http://www.museum.ru/N27628. По сути Филонов художник-одиночка, а значит понять его творчество доступно лишь избранным. Прошлая выставка Филонова проходила 20 лет назад. Значит, уже выросло целое поколение людей, которые мало знакомы с творчеством мастера. Одной выставкой сложные вопросы не решаются. Нужны дополнительные меры - лекции, круглые столы, дискуссии. Возможно, часть вопросов решит каталог, подготовленный к выставке (Н. Трегуб)