8 декабря в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина “Михайловское” открылась выставка "Образы Италии" художников (Арины Даур, Бориса Козмина, Ольги Крестовской, Никиты Цицина), посвященная памяти П.П. Муратова и Б.К. Зайцева. Выставка продлится до 8 января 2007 г.
Выставка "Образы Италии" посвящена 125-летию со дня рождения крупнейших представителей русского литературного зарубежья Б.К. Зайцева и П.П. Муратова.
Начиная с 1904 г., во время своих многочисленных поездок по Италии, молодой литератор Борис Зайцев неоднократно бывал в Венеции. Он приобщил к "итальянским паломничествам" Павла Муратова, посвятившего именно Зайцеву свои знаменитые "Образы Италии". Много позднее ставший уже известным писателем Б. Зайцев написал, что означала для него и людей его круга Италия:
"Мы любили свет, красоту, поэзию и простоту этой страны, детскость ее народа, ее великую и благодатную роль в культуре. То, что давала она в искусстве и в поэзии, означало, что ''есть" высший мир. Через Италию шло откровение творчества".
В 1918 г. в Москве был создан Институт итальянской культуры - "Studio Italiano", основателями которого были итальянец Одоардо Кампо и Павел Муратов. Зайцев с первых же дней стал активным участником институтских сессий и неоднократно выступал с докладами на итальянские темы. Тогда же, в 1918 г., ему удалось совершить новое путешествие по городам Италии.
В 1921 г. Б. Зайцев был избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Через несколько недель был арестован по обвинению в "антисоветской деятельности", но вскоре выпущен на свободу.
В 1922 г. Б.К. Зайцев с семьей покинул Россию. Очерки Б. Зайцева о Венеции, явившиеся результатом многократных путешествий, были написаны в 1920 г., печатались в журнале "Московский альманах", а впоследствии вошли в книгу "Италия", изданную в Берлине в 1923 г.
О своем друге-писателе, искусствоведе П. Муратове - Б. Зайцев писал:
"Помню весну 1906 года, московский журнальчик "Зори" - Муратов присылал нам из Парижа статьи о новейших художниках. В то время Италии еще не знал и к тому азарту, с каким мы с женой восхищались Италией на всех перекрестках Москвы, относился довольно равнодушно. Его занимали Матиссы, Гогены. Однако же вскоре и он попал в Италию и так же, как мы, навсегда попался. Это была роковая встреча: внесла его имя в нашу культуру и литературу - в высокой и благородной форме".
В 1908 г. П.П. Муратов впервые побывал в Венеции. Его очерки на итальянские темы публиковались в "Золотом руно", "Старых годах", "Русских ведомостях" и впоследствии составили большую книгу "Образы Италии". По словам Б. Зайцева, успех "Образов" был "большой и непререкаемый". Многие справедливо считают, что это лучшее, что написано в русской литературе о Венеции. В предисловии к "Образам Италии" Муратов писал: "Италия принадлежит к великим темам, не устающим привлекать мысль и воображение различных людей и сменяющихся поколений. Это целый мир, и каждый, кто вступает в него, проходит в нем отдельной дорогой".
В своих венецианских "образах" Муратов соединяет блестящие описания города с не менее интересными рассуждениями об истории величия и упадка венецианской государственности:
"В 1514 году... венецианский сенат решил обложить налогом всех куртизанок. По переписи их оказалось около одиннадцати тысяч. Эта цифра сразу вводит нас в несколько головокружительный масштаб тогдашней венецианской жизни. Чтобы нарядить и убрать всех этих женщин и всех патрицианок, сколько нужно было золота, сколько излюбленного венецианками, жемчуга, сколько зеркал, сколько мехов, кружев и драгоценных камней! Никогда и нигде не было такого богатства и разнообразия тканей, как в Венеции XVI века. В дни больших праздников и торжеств залы дворцов, церкви, фасады домов, гондолы и сами площади бывали увешаны и устланы бархатом, парчой, редкими коврами. Во время процессий на Большом Канале сотни гондол бывали покрыты алым щелком. Но нам трудно, почти невозможно представишь себе все это. Нами уже утрачено понимание красоты цветных драгоценных тканей, Покрывающих огромные поверхности или падающих каскадом с высоких потолков. Современная жизнь не даст таких праздников глазу, и мы знаем не ткань, а только кусочки ткани".
Просветительская и общественная деятельность Муратова в Институте итальянской культуры привлекла внимание властей - в 1921 году он был арестован. В Лубянской тюрьме он оказался в одной камере с Б. Зайцевым и М. Осоргиным.
Для развлечения себя и других Муратов, Зайцев, Осоргин, другие заключенные читали в камере друг другу лекции об искусстве, литературе, истории. В 1922 П.П. Муратов уехал из России навсегда.
В экспозиции выставки представлена книга П.П. Муратова "Образы Италии", изданная в 1994 г., работы современных художников: О.А.Крестовской, Б.М.Козмина, Даур А.Ю., Н.В.Цыцин - для которых Италия, так же как и для Муратова, является "страной высоких вдохновений".