Третьяковская галерея на Крымском Валу открыла выставку Константина Рождественского, к 100-летию со дня рождения художника. Он 40 лет работал над оформлением российских павильонов на Международных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939, 1959), Осаке (1970) и т.д. Его экспозиции пользовались большим успехом, получали премии и медали. Рождественский был авторитетной, представительной, знаменитой фигурой. Но многие ли из российской публики были на этих выставках во Франции, в США, в Японии? Ответ понятен, поэтому имя известного художника Рождественского сейчас приходится открывать практически заново. Музей несколько лет имел намерение подготовить выставку Рождественского, но она откладывалась. Юбилеи обладают магической силой, когда наступает срок, все складывается. Так сложилась выставка из 100 живописных и 150 графических работ.
Константин Рождественский родился в Томске в 1906 году, где и начал занятия искусством. В 1923 году он приезжает в Петроград для продолжения образования и становится учеником К. Малевича. Это обстоятельство стало определяющим для художника, через всю жизнь Рождественский пронес почетное звание "ученик Малевича". Рождественский встречался с сотрудниками Третьяковской галереи, рассказывал о Малевиче, давал интервью. Теперь кураторы выставки И. А. Вакар и Т. Н. Михиенко сожалеют, что не спрашивали тогда о собственном творчестве Рождественского. В чем же ученик превзошел мастера? Об этом можно поразмышлять на выставке, где представлены работы из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, частных собраний. Работы подобраны сериями, несколько работ по одной теме. Когда серия представлена вместе, это многократно увеличивает впечатления.
Открывает выставку портрет К.Рождественского работы К. С. Малевича (1933-34) из Русского музея. Далее представлены пластические и цветовые поиски в крестьянской теме. Порою кажется что авангард - это умозрительная, выдуманная, аналитическая живопись. Но когда видишь изображения полей, разделенные на сегменты, эти полосы, грани, сектора разного цвета совершенно очевидны и не вызывают недопонимания.
Цикл работ "Три грации" (1934) показывает поиск лаконичности в композиции, своеобразное трезвучие, как аккорд в музыке. Следом идут крестьянские образы. Если девушки изображены трое, как в хороводе, то мужчина - хозяин, пахарь в композиции один. Рождественский пишет женщин на синем фоне, что рождает образ женщины-реки. Крестьянина (1929-33) художник пишет в земляной гамме, мужчина как колос прорастает на фоне желтого хлебного поля. Для живописца важна связь с природой, в ней он черпает силы. Так летом 1936 года Рождественский создает цикл пейзажей. В них нет подробностей, художник работает обобщенными формами.
Отдельный зал посвящен графике, здесь кроме зарисовок людей и пейзажей представлены эскизы росписи посуды "Физкультурная серия" (1929). Парашютисты и лыжники Рождественского на чашках и тарелках смотрятся органично, благодаря дару обобщения художника.
Годы коллективизации выливаются в ряд драматических работ. Сложная политическая обстановка затронула все сферы жизни людей, не только аграрную, но и сферу художественную. Рождественский понимает, что работать в авангардной манере в Советской России уже не получится. Классические реминисценции в творчестве художника проявляются и в живописи, и в оформительских работах, например, в оформлении упаковки духов "Эллада" (1929).
Живопись Рождественского небольшого формата. Сначала в годы ученичества он искал свою манеру и свои темы, а потом, когда, казалось бы, был готов к большим полотнам, то в советской живописи были совсем иные задачи. Самое масштабное произведение на выставке "Встреча зари" (1930-е гг), работа специально отреставрирована для показа.
Военные годы породили еще один цикл трагических работ. Если раньше Рождественский был художник цвета, то теперь становится художником тона.
Завершается выставка триумфом мастера. Здесь показаны фотографии павильонов, которые оформлял Рождественский, его книги, награды. Прекрасный итог - мировое признание. На открытии выставки о Б. А. Мессерер рассказывал о совместной работе с Рождественским. О том, что это был человек широких взглядов. Художник в традиционных панно, которые делались для советских выставок с изображением Кремля, находил оригинальные решения. Получается, что авангардный дар художника не мог быть полностью реализован в живописи, но полноценно воплотился в оформлении Международных выставок, в книгах о дизайне. Подробнее о жизни художника можно прочитать в объемной монографии, подготовленной к 100-летию со дня рождения Константина Рождественского (Н. Трегуб)