Музей изобразительных искусств в свои классические залы пустил комедию дель арте, которая говорит не таким ладным и стройным языком, как научные труды. Острые на язык Пульчинелла, Панталоне, Бригелла не только смотрят на посетителей музея с полотен живописцев, но и искрят шутками в лице актеров театра Вахтангова. То, что непозволительно интеллигентному посетителю, то прощается весельчаку Бригелле.
Выставка имеет традиционные разделы: древнеегипетские маски, античные, африканские японские, азиатские, европейские. Наиболее древний экспонат выставки - череп, обмазанный глиной, принадлежит Историческому музею. Он датируется II тысячелетием до нашей эры. Раздел выставки на колоннаде показывает предметы - сами маски, а в Белом зале представлена маска в живописи. Маска и театр соединяются на сцене, которую уже в 26 раз возводят в музее к Декабрьским вечерам. Музей изобразительных искусств продолжает линию синтеза искусств, когда посетители знакомятся с выставкой и наслаждаются музыкой. И наоборот, слушают музыку и наслаждаются живописью. Комедия дель арте, возникнув в XVI веке, достигла значительного развития в XVIII веке. И с тех пор стала любимой темой многих живописцев.
В выставке принимает большое число музеев. Кроме собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, свои экспонаты представили Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера, Музей истории религии и многие другие, а также несколько итальянских музеев. Несмотря на то, что не все экспонаты, которые задумывалось представить на выставку, удалось привезти, состав выставки довольно полный.
Музыкальная часть Декабрьских вечеров подобрана самым внимательным образом. По мнению многих - это жемчужина музыкальной жизни Москвы. Концерты начинаются с 1 декабря, по опыту прошлых лет известно, что билеты на концерты прежних 25 вечеров все были проданы. В программе 16 концертов и 1 концерт-сюрприз. Тема музыкальных концертов соответствует теме вечеров. Посетители услышат и русалку, и лешего, символизм Дебюсси, Полишинеля в музыке Рахманинова, Петрушку в произведениях Стравинского. Маски бывают смешные и трагичные, так и в музыке есть отображение темных сил, своеобразная дьяволиада. С. Т. Рихтер представлен на выставке на фотографии в маске. Помощь в организации выставки и приглашении музыкантов оказали ряд банков России и зарубежные представители.
Идея выставки принадлежит С. И Хаджаш, заведующей сектором Востока. Первоначально была идея выставить маски Древнего мира, потом добавились и другие эпохи. Е. А. Савостина, заместитель директора по научной работе, рассказала, что феномен маски популярен, но не понят, не изучен. Применительно к этой выставке сложно сказать: "Маска, я Вас знаю". Почему маска так привлекательна, может быть, потому что человек не видит своего лица, а видит его только в отражении?
Художник выставки Б. А. Мессерер отметил, что маска всегда увлекает художника. Большое разнообразие масок российских музеев художник захотел дополнить образом всемирно известной маски Тутанхамона, которая сияет с большого плаката в оформлении экспозиции. За венецианскими масками и костюмами пришлось ехать в Венецию, посмотреть много музеев, чтобы отобрать то, что необходимо.
Маска - это история? Живет ли она в наше время? Если раньше маска была неизменным атрибутом театра, то теперь актеры играют без маски. Маска отвергнута? Всем гостям на открытии выставки кавалер и дама предлагали выбрать маску, никто не отказался. Все сотрудники музея на открытии были в масках. Королева музея Ирина Александровна Антонова на своем примере показала, что маска живет и в наше время.
Декабрьские вечера не ограничатся выставкой и концертами. К завершению работы выставки с 15 по 21 января планируется провести научную конференцию Випперовские чтения, где научные сотрудники разных музеев обсудят вопросы маски. На конференции планируются выступления специалистов из Музея природы и человека из г. Ханты-Мансийска, Музея истории религии, рассказ о театре Но и многое другое.
Несмотря на значительную научную значимость выставки, она имеет несколько слоев восприятия. То есть, маска интересна и взрослым, и детям.
К выставке подготовлен буклет (Н. Трегуб)
Другие выставки ГМИИ http://museum.ru/N29413