Музей Истории Фотографии представляет Вашему вниманию выставку раскрашенной итальянской фотографии XIX века из коллекции Музея "Город-витраж. Венеция после Байрона".
"В Венеции на Ponte del Sospiri… Где - зрелище единственное в мире! - ...". - Дж. Г.Байрон, "Паломничество Чайльд-Гарольда", пер. В.Левика.
В прошлом году выставкой "Вечный Город. Рим в архитектурной фотографии конца ХIХ века" мы уже начали знакомить наших посетителей с неисчерпаемой темой Великого Путешествия (Grand Tour). На этот раз мы обратились к Венеции, ставшей благодаря Дж.Г. Байрону и Дж. Рескину мировой столицей путешествующих эстетов.
В пресс-релизе к "Вечному Городу" мы писали:
"К своим многочисленным громким титулам ХIХ век вполне мог бы добавить еще, как минимум, два: Век Фотографии и Век Туризма. Зародившийся еще в XVIII веке "Grand Tour" - Великое Путешествие, многодневный вояж "по святым и памятным местам", становится с середины XIX века практически обязательным для обеспеченного человека из общества. Постепенно, с нарастанием спроса, набирает силу и одновременно демократизируется туристическая индустрия, вовлекая в это паломничество все более широкие круги населения.
Типовой маршрут Великого Путешествия, оставляя на потом крайнюю экзотику, предписывал в первую очередь посещение Италии, Греции, Египта и Палестины.
Фотография оказалась тут, как нельзя, кстати. Потеснив рисунок и гравюру на рынке сувенирной продукции, она сформировала совершенно новый и, пожалуй, уникальный вид ностальгического изделия - материальную копию будущего воспоминания."
Но вернемся к Венеции. Сюда ехали не только приобщиться к Истории или насладиться видами, но и в тайной надежде на Приключение - "Нет, я не Байрон? Я - другой?" - с непременными его местными приправами: маской, свечой и зеркалом.
А ведь эта же венецианская триада вполне могла бы составить и герб самой Фотографии. Отражения и блики, подмена и обман ради верности какому-то высшему, как все мы надеемся, порядку, который одновременно(!) и озарение и гармония.
Вот почему мы назвали эту выставку "Город-витраж". Безымянный художник из круга фотографа Карло Найя (Carlo Naya) постарался вернуть безнадежно одноцветной фотографии ту восторженную карнавальную яркость, которая и есть Венеция - "праздник ожидание Праздника".