НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма

c 18 октября по 3 декабря 2006Москва
Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма
В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева вновь открывается выставка "Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма" с 18 октября по 3 декабря 2006 г. в Анфиладе Главного здания.

Можно ли найти образ Москвы ХХ века и не вспомнить о высотках?

Дело не только в том, что семь высотных зданий, созданных в конце 1940-х годов как опорная система вертикальных, доминант организует и удерживает все городское пространство. Это центральные здания города, которые преобладают по массе, архитектурному силуэту и вертикальным габаритам, формируя панорамные виды Москвы. Строительство высоток стало градостроительной акцией, оказавшей значительное влияние на всю советскую архитектуру конца 40-х — начала 50-х годов. С ними связаны идеологические и архитектурные амбиции нескольких поколений, превратившие эти архитектурные сооружения в яркий, многозначный феномен.

На выставке показаны эскизы и чертежи, конкурсные предложения, неосуществленные – альтернативные проекты, окончательные варианты всех высотных зданий 1930—1950-х годов, которые хранятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Часть из них, такие, как Университет на Ленинских горах, выполненный в мастерской Б. Иофана, демонстрируется впервые.

Многочисленные смыслы, заложенные самой идеей возникновения этих зданий, породили легенды, неизбежные при осуществлении крупнейшего архитектурного госзаказа сталинской эпохи. На основе существующего графического материала показаны этапы реализации замысла в целом, восстановлены исторические подробности возведения высотных зданий.

Согласно постановлению № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» (1947 г.) одним из отправных пунктов в проектировании должна была стать архитектурно-композиционная «увязка» высоток с исторически сложившейся архитектурой города. В этой связи интересна выбивавшаяся из общего русла позиция Главного Управления охраны памятников архитектуры, расценившего сам факт постановки многоэтажных зданий в непосредственной близости от уникальных памятников Кремля и Китай-города, а также Швивой горки в районе Котельнической набережной, как покушение на историческую основу города. Позиция эта не была принята во внимание. Два других требования – связь высотных зданий с силуэтом будущего Дворца Советов и принципиальное отличие московских сооружений от заграничных многоэтажных аналогов — получили развитие и интерпретацию в истории проектирования Дворца Советов мастерской Б. Иофана. В то время, как образ будущего Дворца Советов, став едва ли не центральным мифом послевоенного советского градостроительства, распространялся по стране, работа над проектом значительно затормозилась. Иофан был отстранен от работы над высотным зданием на Ленинских горах в связи с обвинениями в «творческом спаде» под влиянием «упадочной западной архитектуры», а проект здания МГУ был передан для разработки бригаде архитектора Л. Руднева. Не менее трагические истории связаны и со зданием МИД (архитектор М. Минкус), которое подверглось значительной перестройке на последнем этапе строительства, и с высотным зданием в Зарядье (архитектор Д. Чечулин), разобранным в начале возведения.

Появление идеологически-смыслового центра Москвы — Дворца Советов в 1933 году, изменило инструменты и цели работы архитекторов. Если на старых (средневековых) картах основными символами, с помощью которых обозначался город, были городская стена и «дом» («двор»), то градостроительный проект ХХ столетия превратился, прежде всего, в сеть транспортных коммуникаций, разомкнутых вовне города. Если старый город развивался по принципу уплотнения (внутри стен и колец бульваров), то Москва 1930-х годов, напротив, все более разуплотнялась: чем дальше от центра, тем более разрежена городская среда. Образно говоря, если прежний город можно уподобить «телу», определяющемуся оболочкой и неким плотным вещественным наполнением, то новый город подобен «взрыву» по своей динамичной, вовне направленной организации. Эпицентром такого «взрыва» для Москвы стал Дворец Советов.

Как правило, мы привыкаем к тому, что нас окружает, критикуем, оцениваем, дробя все больше и больше то, что называется городским пространством — Москвой. Сегодня никто не оспаривает значения архитектурного ансамбля высотных зданий Москвы в структуре города. Однако, взгляд сторонних наблюдателей возвращает нас к пониманию того, что каждое из семи сооружений является самоценным памятником архитектуры, которое нуждается в реставрации не только фасадов — внешнего облика, но и внутреннего пространства — планировки и декора интерьеров. Всестороннее сохранение высотных зданий Москвы становится актуальным сегодня, когда первая из высоток — гостиница «Украина» — продана частным владельцам.

Экспозиция выставки была показана в Брюсселе в рамках фестиваля «Европалия» с 25 ноября по 19 февраля 2006 года.

Ирина Чепкунова

www.museum.ru/N28671
Ваше мнение »»

»»Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Адрес:город Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Проезд:Ст. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-1306
сайт:muar.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: архитектурные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.07.2020  x    ?  


Выставка «Ненавсегда. 1968-1985» в Новой Третьяковке

Государственный Эрмитаж возобновляет приём посетителей

Государственный музей истории Санкт-Петербурга возобновляет работу

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха" в Саратове

День семьи, любви и верности в Дарвиновском музее

Выставка «К бою готов» в Музее имени М.Т. Калашникова

XI ежегодная научная конференция «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков»

Открытие садов Русского музея для посетителей

Литературная акция «Вместе с Шолоховым «Они сражались за Родину»

Центральный выставочный зал "Манеж" в Петербурге открывает двери для посетителей

Чеховские чтения в Ялте

Выставка «Победители» в Музее им. М.Т. Калашникова

Военные награды России. К 75-летию победы во Второй мировой войне

Валерий Метик. Живопись и графика

В Царском селе открываются для посетителей Екатерининский и Александровский парки


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru