Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи действует с 1993 года при Государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике "Кижи" и является базовой структурой Республиканского детского музейного центра (РДМЦ). Принимает группы с 1 июня по 31 августа.
Летняя школа располагается в традиционном крестьянском доме - комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи. Автор проекта - Л.В.Шилова, заместитель директора музея-заповедника "Кижи", научный руководитель РДМЦ.
За 1993 - 2006 годы в летней школе учебные практики "погружения в культуру" по 19 темам прошли 174 группы школьников 1- 11 классов (1905 детей) и 333 педагога из г.Петрозаводска и 14 районов Республики Карелия, Москвы, Архангельской области РФ, Воронежа, Литвы, Финляндии. Проведено 3771 занятие по общим и авторским программам освоения материальной и духовной культуры народов Карелии (русских, карел, вепсов).
Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи - это:
- целевой межведомственный, социокультурный, музейно-образовательный проект, направленный на творческое развитие личности ребёнка на основе уникального историко-культурного и природного наследия музея-заповедника "Кижи";
- школа "образования культурой" в условиях мощного воздействия на ребенка Среды заповедного острова;
- прекрасная возможность оздоровления и культурно-образовательного отдыха детей на живописнейшем острове Кижи;
- экспериментальная площадка народной педагогики, музейной педагогики, памятниковедения для совершенствования традиционных и разработки новых интерактивных, средовых, культуротворческих, деятельностных форм и методов работы с детьми, сотворчества детей и взрослых в области интерпретации и актуализации историко-культурного и природного наследия, музейных коллекций, предметного мира культуры.
В 2007 году Всероссийская летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи объявляет набор детских групп из России и стран СНГ для прохождения летних практик "погружения в культуру" на конкурсной основе. Положение конкурса - http://www.museum.ru/N28661
Задачи конкурса:
1. Способствовать творческому и духовному развитию ребёнка на основе активного использования историко-культурного наследия Карелии, образовательного потенциала всемирно известных памятников музея-заповедника "Кижи", уникального Кижского архитектурного ансамбля, включенного в Список особо ценного наследия народов Российской Федерации и Всемирное наследие ЮНЕСКО в системе музейного образования.
2. Актуализировать историко-культурное и природное наследие Республики Карелия, заповедного острова Кижи, используя музейные технологии и культуротворческую деятельность детей; содействовать превращению общего наследия в личное достояние каждого ребенка, способствовать обогащению жизненного опыта ребенка.
3. Выявлять и поддерживать передовые технологии в области народной и музейной педагогик, интерпретации культурного и природного наследия, традиционной народной культуры; современные информационные, средовые, культуротворческие, интерактивные, деятельностные и другие методики и направления. Содействовать повышению квалификации музейно-педагогических кадров и обмену опытом "музейного образования".
4. Вовлечь учащихся и педагогов в изучение, популяризацию и творческую интерпретацию истории, проблем изучения, сохранения и реставрации недвижимых памятников, памятников нематериального наследия, музейных коллекций музея-заповедника "Кижи", одного из старейших и крупнейших музеев под открытым небом России, в рамках социокультурной и музейно-образовательной программы "Музей, открытый миру".
В основе учебного музейно-образовательного процесса лежит методика "средового погружения" в историко-культурную и природную среду всемирно известного острова Кижи. Структура учебной практики строится с учётом выбранной темы "погружения" и конкретного проекта.
Результатом совместной работы над конкретной темой будет создание и реализация проекта культуротворческой совместной деятельности детей, учителя, педагога дополнительного образования и музейного педагога Республиканского детского музейного центра.