Музей архитектуры им. А.В.Щусева и журнал "ДИ" при поддержке "Проект Россия" и посольства королевства Нидерландов представляют проект нидерландского художника Би Флауерс (1967 г.) "Мегаструктура /Megastructure". Куратор - Светлана Гусарова. Время проведения - 2-22 ноября 2006 года. Открытие 2 ноября в 18.00.
Мегаструктура - московский проект, созданный Би Флауерс в течение 2х зим 2004-2005 гг. В фокусе художника - микрорайоны Москвы, обычно называемые спальными. Анонимные, необъятные, живущие своей отстраненной от города жизнью. Этот город в городе когда-то задумывался как новая форма жилья, соответствующая социалистическому образу жизни. Огромное количество исследований, норм и стандартов были посвящены разработке типовых проектов жилищ, которые соответствовали бы замене индивидуализма на коллективизм и устранили бы социальную сегрегацию.
Автор не стремится к документальности: фотографии не датированы и безымянны. Предметом проекта не является архитектура зданий или жизнь людей в определенном месте и времени. Мегаструктура - это повествовательное полотно, знакомящее нас с Мегаструктурой как с явлением. Эта повествовательность наглядно просматривается в многостраничном альбоме, созданным Би Флауерс по собственному дизайну и входящему самостоятельной составляющей в проект.
"Есть элегический оттенок в картинах гигантских однообразных монументов несбывшейся идеи, которые олицетворяют объединение ушедших в прошлое Модернизма и Коммунизма, оттенок... той ностальгии по Советской эпохе, которая просматривается в постмодернистическом русском искусстве наших дней. Художник предлагает нам обдуманное размышление, которое опирается на совершенно бесцветные, холодные, строго серые аванпосты космополитизма, похожие больше на крепости, чем на дома,." - пишет американский критик Люис Готтарди в предисловии к книге. "В Мегаструктуре всегда зима. Покрытая снегом земля, парализующий холод, темные очертания верхушек деревьев и серое небо доминируют на этих на этих картинах, застывших, редко населенный, замерзший ландшафт, прерываемый огромными квартирными блоками, чье время пришло и ушло. Художник меняет и редактирует их кодификацию в соответствии с контекстуальными изменениями в пост-советское время: от статуса кво до монументального реквиема идеалу".
Подобно последователям Дюсседьдорской школы Би отказался от светотеней в Мегаструктуре. Он выбрал строго ограниченную, почти монохроматическую палитру, и гамму тонов, напоминающую технику живописи, известную как гризаль и популярную в Северной Европе в 15 и 16 веках. Но в отличие от представителей Дюсседьдорской школы Би Флауерс занимает эгалитаристскую художественную позицию. Большая часть, если не вся Мегаструктура, сняты с уровня земли, благодаря чему сокращается дистанция между зрителем и изображением. Картины далеки от иллюстративности работы Андреаса Гурского ("Монтпарнасс, Париж, 1993") и содержат в себе заметные эмоциональные компоненты.