НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Cердце Ватикана - Собор Святого Петра (Vatican Museums)

27 марта 2007
Григорий Чернецов. Площадь Святого Петра в Риме во время папского благословения. 1850
Микеланджело Буонарроти и Джакомо делла Порта. Купол Собора Св. Петра
Памятная медаль, выпущенная по случаю закладки собора Святого Петра с изображением первоначального проекта Браманте
Ватикан. Собор Святого Петра
Ватикан. Собор Святого Петра
Белый шатер, сияющий в синем небе Рима (или не в синем, как кому повезет) - купол собора Святого Петра, главного храма католического мира, сердце Ватикана. Путеводная звезда для неиссякающего столетиями потока туристов и паломников. Храму 500 лет. Почти. Пять веков назад, 12 октября 1506 года по приказу Папы Юлия II был заложен первый камень в его основание. Освещен собор был лишь 18 ноября 1626 года, 120 лет спустя.

В его основании согласно легенде могила святого Петра, ученика Христа, первого епископа Рима, главы христианской церкви. Предание гласит, что именно здесь, на арене цирка, в царствование Нерона апостол был казнен. Здесь же в 330 году н. э. император Константин, провозгласивший христианство государственной религией Римской империи, воздвиг один из первых храмов новой веры. Но, в начале XVI столетия древняя базилика Святого Петра была снесена. Начиналась эра великого строительства. Папы возрождали "большой стиль" императорского Рима.

В ту эпоху наследники престола Святого Петра (в равной степени, ощущавшие себя и правопреемниками императоров сильнейшего государства античного мира) мечтали не только о духовной власти над миром, но также и о светской. И этому собору предназначалось стать символом торжества церкви. Земным воплощением ее могущества. Строили не просто храм. Создавали восьмое чудо света, которое должно было не просто сравняться с чудесами древности, но и затмить их.

Несколько понтификов и множество архитекторов спустя храм был построен. Назвать автора собора не представляется возможным. Его нет. Ни один проект не был осуществлен полностью. Здание, украшающие сегодня главную площадь Ватикана, результат соединения нескольких проектов разных архитекторов двух эпох. Эпохи Возрождения и эпохи барокко.

Первый проект цитадели католического мира принадлежит Донато Браманте. Его унаследовал Рафаэль. После смерти мастера из Урбино строительство возглавил Антонио да Сангалло, существенно отредактировавший проект Браманте (Рафаэль его фактически оставил неизменным) по мнению современников в лучшую сторону. Строительство шло медленно. Средств катастрофически не хватало. Одним из методов их получения стало увеличение количества продаваемых индульгенций. Что стало поводом и одной из причин начала Реформации. Так, создавая монумент незыблемости своей власти, понтифики спровоцировали восстание против нее. А в 1527 году, после разграбления Рима войсками испанского короля Карла V и, по совместительству, императора Священной Римской империи, строительство и вовсе остановилось. В 1535 году недостроенный храм был более похож на древние руины, чем на главный храм католического мира.

Переломным в истории собора стал год 1546. Главным архитектором после смерти Антонио да Сангалло стал (вопреки всем ожиданиям и даже собственным желаниям) Микеланджело Буанарротти. Правда, сначала эту должность занял Джулио Романо, но умер несколько месяцев спустя, на судьбу и облик собора он нисколько не повлиял. Храм отошел в ведение 72-летнего флорентийского мастера. Он отказался от вознаграждения предлагаемого Папой. Собор Святого Петра стал его данью Богу.

На протяжении последующих 18 лет строительство шло похвальными темпами благодаря золоту американского континента импортируемому испанцами в Европу. Часть они пожертвовали на строительство великого собора.

Создавая проект храма Микеланджело, опирался на первоначальный проект Браманте, чей талант он ценил и уважал, несмотря на то, что считал его одним из главных своих врагов. Кстати, в свое время именно собор Святого Петра стал причиной их главной ссоры. Микеланджело верил, что именно Браманте помешал ему осуществить грандиозный проект гробницы Юлия II. Автор идеи постройки нового собора Святого Петра отводил ему не только роль символа могущества папского престола, но и собственного мавзолея. Однако несколько десятилетий спустя Микеланджело возрождает проект своего старого соперника, естественно видоизменяя его в соответствие со своим вкусом и мировоззрением.

Перед нами вновь центрический храм вместо привычной для католических стран базилики, имеющей форму латинского креста. Собор, задуманный Браманте, был масштабен, великолепен (недаром мастер при его создании использовал опыт строителей Пантеона и Колизея). Храм Микеланджело не просто велик, он грандиозен (хотя и был несколько меньше здания спроектированного Браманте). Он задуман как символ бесконечного могущества высших сил, не человека, как было в проекте эпохи Возрождения. Под сенью его купола (остающегося и сегодня самым большим в мире) было место всему христианскому миру. Как под сенью первого великого купола Италии (создавая проект своего, Микеланджело внимательнейшим образом изучил этот проект Брунеллески), венчающего Санта Мария дель Фьоре, главный собор Флоренции было место всей Тоскане. Завершить купол Микеланджело не успел. Его строил (опять же несколько изменив) Джакомо делла Порта.

В XVII столетии работы в соборе Святого Петра продолжились. В 1605 году Карло Мадерна превращает центрический храм Микеланджело в привычную для католиков базилику. Сделано это было и из соображений удобства (такой храм был вместительней и больше соответствовал особенностям католического богослужения), и по идеологическим причинам (Папы эпохи Контрреформации старательно возрождали символы веры и церкви первых веков христианства).

Почти 40 лет отдал работе над собором Святого Петра Джан Лоренцо Бернини, Микеланджело XVII столетия. Он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.

Собор Святого Петра, действительно, стал символом могущества католической церкви. Но также стал и образцом, чьи черты узнаваемы во всех крупных храмовых всех постройках христианских стран последующих столетий.

(с) Музеи России

Vatican Museums. Языческие шедевры в цитадели христианства: http://www.museum.ru/N27023

Сикстинская капелла. Cappella Sistina. Микеланджело - как скульптор живописцем стал: http://www.museum.ru/n27026

Сикстинская капелла. Cappella Sistina. Последний шедевр Ренессанса:http://www.museum.ru/N27953

Галерея Уффици. Galleria degli Uffizi. Энциклопедия лучших художников:http://www.museum.ru/N26991

www.museum.ru/N28546
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: исторические, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.02.2017  x    ?  


Революция. Первый Залп. Иван Владимиров - свидетель непростого времени

Выставка фалеристики «России доблестным мужам» в музее «Кутузовская изба»

Открытие выставки «Константин Федин. Писатель. Искусство. Время»

Калининградский историко-художественный музей принял участие в проекте «История во имя мира» в Литве

"Шаман как эколог": лекция в Биомузее

Новая музейная экспозиция в выставочном центре «Рабочий и колхозница»

Вечер поэзии "Память возвращается моя" в музее "Крепость"

Программа «Масленичный балаган, или Как Петрушка потерял подружку» в Центре «Эрмитаж-Казань»

Праздничная программа в Индии, посвященная Елене Ивановне Рерих

Открытие обновленной экспозиции "Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат"

Венценосные попечители Сибири

Выставка "Сказки А.С. Пушкина" в Кисловодском музее "Крепость"

За словом в карман: выставка словарей и о словарях в Российской национальной библиотеке

Открытие выставки «П.П. Семёнов-Тян-Шанский: "самобытный, не торный путь"»

Геля Писарева из Деревни художников. Графика. Скульптура. Объект

Камчатка. Край земли глазами Владимира Медведева и Ульрике Оттингер

Выставка Василия Нестеренко «Наша слава – Русская Держава!»

Три счастливых дня Масленицы в Музее деревянного зодчества в Суздале

Выставка Константина Сомова в KGallery

Три познания природы. Выставка текстиля мастеров Литвы

Защитники Отечества. Образ воина в русской культуре

Школа наследия: лекции Александра Можаева и Рустама Рахматуллина

Праздник «Широкая Масленица» в Петропавловской крепости

Дмитрий и Эльмира Петровы. Живопись

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в городе Большой Камень (Приморский край)

Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» в Музеях Московского Кремля

Историко-фотографический проект «Защитники Отечества» в Русском музее фотографии

«Десять отличий» в Русском музее фотографии

Андерсен. XXI век

Выставка "Герб князей Голицыных"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru