С начала сентября в областном художественном музее работает персональная выставка курганского художника Владимира Чалого.
Чтобы не вводить читателя в заблуждение, признаемся сразу, что ледокола с таким названием не существует, это всего лишь образное сравнение, которым живописец Владимир Чалый обязан курганскому искусствоведу Борису Владимирову.
Действительно, мощная энергетика чаловских линий буквально врезает их в холст, высекая неистребимую искру таланта, которая и удерживает на плаву "ледокол Чалый" в самые сложные моменты борьбы со стихией под названием "жизнь".
Двадцать лет назад этот совсем еще молодой художник, подобно ледоколу, прокладывал дорогу своим ровесникам через снежную целину и ледяные торосы, казалось, незыблемого официального искусства. Отнюдь не умаляя заслуг и таланта старшего поколения курганских художников, нельзя не признать, что после ранней гибели Александра Петухова зауральское искусство становилось все созерцательней и лирически-безмятежней. Нужны были свежие молодые силы, способные создать альтернативу закосневшему методу соцреализма, всколыхнуть творческий застой. И эту смелость взял на себя Владимир Чалый с друзьями-единомышленниками, недавними выпускниками художественных училищ и ВУЗов. Для них свобода самовыражения и творческий эксперимент стали неотъемлемой частью жизни.
Отголоски этого необычайно яркого молодежного движения в зауральском искусстве 80-х слышатся и на персональной выставке Владимира Чалого. Это ироничный "Автопортрет", а также своеобразные натюрморты, где стилизованные формы посуды скрывают в себе человеческие характеры и ситуации, увиденные насмешливым взглядом художника. Это неподражаемое "Похищение Европы" (1989) - настоящая постмодернистская реплика Чалого на тему классики, вызывающе-ироничное перефразирование популярного в искусстве мифологического сюжета. Этот "веселый нигилизм" раннего творчества Владимира Чалого надолго закрепил за ним репутацию эпатажного художника, от которого зрители ждали все новых и новых розыгрышей и "хулиганских" творческих жестов.
За этой внешей бравадой не всем была видна упорная работа молодого живописца на Академической Даче и в Домах творчества, рост его профессионального мастерства и овладение к 90-м годам практически всеми жанрами живописи, в том числе такими серьезными, как портрет и тематическая картина. В 1989 году Владимир Чалый вступил в Союз художников. Он уже обрел узнаваемый творческий почерк, отмеченный острой выразительностью пластического языка, лаконизмом цветового строя, отточенностью рисунка и композиции.
Почти две трети произведений на персональной выставке Владимира Чалого посвящены "Ее Величеству Женщине". Это мифологические, библейские и литературные героини: Европа и Леда, Даная и Ева, Маргарита и Дева Мария. Наконец, это многочисленные портретные образы наших современниц, наделенные интересной психологической характеристикой: "Алиса", "Миля", "Полнолуние", "Портрет О".
Удивительная свобода в передаче пластики обнаженного женского тела сделала В.Чалого настоящим мастером в этом жанре. Он то восхищается чувственной красотой и гармонией форм обнаженной модели, то поступается ими ради образной и пластической экспрессии, то с легкостью играет на холсте линиями женской фигуры, стилизуя их порой почти до абстракции.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Эту истину Владимир Чалый усвоил еще в молодости, в пору самого смелого формотворчества и эстетического вольнодумства. За десять лет первоначальный замысел, связанный с юношескими впечатлениями от военного переворота в Чили, превратился в емкий обобщенный образ зла и насилия, актуально звучащий в любое время, для любой горячей точки на планете.
К 60-летнему юбилею Победы Владимир Чалый завершил большую многолетнюю композицию "Война", которая после победы на конкурсе "Произведение года" заняла достойное место в собрании художественного музея и в экспозиции персональной выставки мастера.
Да-да, именно Мастера. От шутливого обращения "Маэстро Чалый" в дружеском кругу до серьезного признания высокого мастерства и творческого вклада в развитие зауральского искусства прошли годы. За спиной Владимира Чалого уже 25 лет творческой деятельности. Художники Кургана и Урала уважают его за профессионализм и честность в искусстве, зрители с нетерпением ждут его новых работ, предвкушая очередное открытие живописца с неизведанной стороны.
Сегодня, как и всегда, "ледокол Чалый" совершает свободное плавание в безграничном мире искусства. Пожелаем ему "семь футов под килем" и попутного ветра!
Светлана Кулакова, куратор выставки