НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Международный симпозиум по проблемам современного искусства в Эрмитаже. Впечатления

c 13 сентября по 1 октября 2006Санкт-Петербург
Андрей Ерофеев (ГТГ). Международный симпозиум по проблемам современного искусства в Эрмитаже
Михаил Каменский (ГРМ). Международный симпозиум по проблемам современного искусства в Эрмитаже
Анда Роттенберг (Польша). Международный симпозиум по проблемам современного искусства в Эрмитаже
Роберт Сторр (США). Международный симпозиум по проблемам современного искусства в Эрмитаже
Почему Эрмитаж стал местом проведения подобного мероприятия? На этот вопрос в первый же день ответил его директор, Михаил Борисович Пиотровский: "Симпозиум должен подчеркнуть особый интерес Эрмитажа к современному искусству в связи с планами создания собственной коллекции современного искусства". Но это в будущем. Не ранее 2014 года зрители увидят ее в стенах Главного штаба.

Рассказать обо всех докладах в рамках этой статьи невозможно, но это и не требуется. Рассмотрим некоторые прозвучавшие выводы. В течение трех дней в наиболее известном музее России рассказывали о современном искусстве. Получилось символично. Проблема взаимоотношений традиционного музея и современного или актуального искусства по-прежнему не решена. Нет и альтернативы. Частные галереи остаются вне зоны интересов широкой публики. И современное искусство тоже. На этом моменте стоит остановиться подробнее. Кажется, для многих сам термин современное искусство таит загадку. Современное или актуальное искусство - не есть искусство созданное в настоящее время. Тогда в число современных художников можно смело включать наравне с Олегом Куликом, Комаром и Меламидом, например, господина Шилова. Подобное вызвало бы единодушное возмущение обеих сторон. Современное искусство - это эксперимент. С реальностью, с собой, с окружающими. Эксперимент, который является (или должен являться) репликой к действительности. Так, современное искусство институт скорее социально-политический, нежели эстетический.

Естественно коснулись участники симпозиума и проблем, стоящих перед теми, кто это искусство создает, представляет и продает. Последнему пункту, коммерциализации искусства вообще, и современного - актуального искусства в частности, было уделено особенно много времени и дискуссионного пространства. Ведь симпозиум в Эрмитаже имел заглавие "Музей и Арт-рынок".

Правда, наличествовало определенное "разделение труда". О современном искусстве докладывали российские и польские специалисты. Точнее, об особенностях и условиях возможности его существования в наших странах. В секреты арт-рынка слушателей посвящали их западные коллеги. Ситуация прогнозируемая. Потому что сомнения Елены Коловской, директора Институт Про Арте, в существовании российского арт-рынка современного искусства (просьба не путать с рынком антиквариата) имеют под собой веские основания. Хотя в России нет не только нормального рынка произведений современного искусства (в этом вопросе, кажется, согласились все участники форума), но и Музея современного искусства. К сожалению, во мнении, что у этого проекта (обсуждаемого более 15 лет) нет в ближайшем будущем надежды на реализацию, участники форума также достигли редкого единодушия.

Надо отметить, что российские специалисты вообще смотрят на будущее современного искусства в России, увы, пессимистично (в отличие от иностранных коллег). Хотя и по разным причинам. Отсутствие спроса - следовательно, отсутствие возможности для художника посвящать себя творчеству. Отсутствие музеев и коллекционеров, подобных Щукину или Морозову, которые могли бы создать независимые и высококлассные коллекции. Следовательно, отсутствие качественной селекции в том сегменте культуры (эта позиция вызвала ожесточенные споры так, как многие участники придерживались мнения, что музейным работникам такая роль не пристала). В свою очередь система "фильтрации" современного искусства существующая в традиционных музеях и применяющаяся при формировании экспозиции имеет ярко выраженную компенсаторную функцию. То, есть торжествует принцип "каждой твари по паре". Отсутствие харизматического лидера, который умел бы играть по правилам СМИ. И мог бы качественно представлять актуальное искусство и его создателей публике.

Таким образом, симпозиум сложился следующем образом: российские специалисты анализировали современное искусство и его место в нашей культуре, а их западные коллеги (представители крупнейших музеев, аукционного дома Christie's, галеристы и кураторы крупнейших европейских биеннале) рассказывали, как это на самом деле должно быть…, если мы стремимся к созданию повторения американо-европейской культурной модели. Но вот как раз в возможности ее создания в нашем отечестве многие представители российской стороны и усомнились (Е. Крылова)

(с) Музеи России

www.museum.ru/N28155
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, конференции

важные события  x    ?  

новости от 08.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru