НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Начало пути к овладению пространством. К.С.Петров-Водкин в Мюнхене

16 сентября 2006Саратовская область
Начало пути к овладению пространством. К.С.Петров-Водкин в Мюнхене

«Двадцатый век наступил не просто… Главным признаком новой эры наметилось движение, овладение пространством. Непоседничество, подобно древней переселенческой тяге, охватило вступивших в новый век. Расширением тел еще можно было бы назвать эту возникшую в людях тенденцию», - так начинает рассказ о своем первом путешествии за границу К.С. Петров-Водкин в автобиографической повести «Пространство Эвклида», написанной через тридцать лет после этой поездки. А накануне ее, в декабре 1900 года, в письме матери он сообщал: «Я чувствую себя окрепнувшим и только как поймаю случай, так и расправлю крылья, и сам увижу, и другие, что могу летать, и тогда луч солнышка проглянет из-за туч, осветит и пригреет нас с тобой, и оглянемся мы назад, и далеко покажется нам теперешняя жизнь с ее невзгодами. Я никогда так не верил в это, как теперь».

«Пробовать крылья» в самом начале нового века К.С. Петров-Водкин отправился в Германию – в Мюнхен. На рубеже XIX и XX веков этот старинный немецкий город стал одним из центров европейского авангарда. Здесь впервые в Европе стали проводиться международные художественные выставки-смотры нового искусства, здесь родился немецкий модерн – югендстиль и был основан знаменитый «Мюнхенский Сецессион». Сюда стремились поэты, художники, архитекторы, ученые разных стран. Среди них было немало русских, особенно художников. Они приезжали, чтобы получить образование в здешних студиях, поработать в удивительной атмосфере творческой свободы и художественной новизны.

Сам способ передвижения, который избрали для путешествия по Европе Петров-Водкин и его приятель по МУЖВЗ Владимир Сорохтин, был нов и оригинален для того времени. Они решили отправиться в Германию на велосипедах. Причем свою машину Кузьма Сергеевич получил на прокат в одном из немецких магазинов в Москве на условиях рекламы велосипеда. Газета «Русское слово» взялась за освещение этой поездки. 10 апреля 1901 года в день отправления корреспондентом газеты был сделан снимок отважных путешественников. Багаж Петрова-Водкина состоял из «географической карты, ящика с красками, альбома, смены белья, чайника, тигровой окраски пледа, вельдога (револьвера) и четырнадцати золотых пятирублевок» («Пространство Эвклида»). Планируя поездку, Кузьма Сергеевич писал матери: «Денег я думаю заготовить рублей 80 или 100, хотя все говорят, что это очень мало, а я говорю, что с деньгами с большими и дурак за границей побывает».

Трудностей в пути встретилось немало: велосипед приятеля вскоре сломался, Сорохтину пришлось отправиться дальше на поезде – Кузьма Сергеевич путешествовал в одиночестве. В Бреславле они поменялись – Петров-Водкин отдал велосипед другу, а сам двинулся в Мюнхен по железной дороге. Хотел по пути остановиться в Дрездене, посетить Дрезденскую галерею, но проспал остановку, был оштрафован в Лейпциге и в Мюнхен прибыл без гроша в кармане. Выручили русские художники. Кузьма Сергеевич встретил там двух своих сокурсниц по Московскому училищу живописи (одной из них могла быть М.В. Веревкина, работавшая в эти годы в баварской столице). Соотечественники собрали по подписке небольшую сумму денег, на которые художник сменил свой экзотический дорожный костюм - «темно-зеленую блузу, выцветшую под дождем и солнцем, штаны, забутые в высокие сапоги, клетчатую кепи и тигровый плед, висящий на плече» («Пространство Эвклида») - на «очень милую тройку какой-то полосатой материи, башмаки красной кожи, широкополую шляпу, рубашку и даже фильдекосовые носки» (Письмо матери от 10/23 мая 1901 г.).

Но главные перемены касались все-таки творчества. В одном из писем, посланных из Мюнхена, Кузьма Сергеевич восклицает: «Я очень и очень не раскаиваюсь, что выдумал это путешествие… Хорошо, что мне удалось здесь рисовать – я наверстал этим много». В Мюнхене он работал в мастерской Антона Ашбе, куда стремились попасть молодые художники из разных стран, здесь увидел в оригиналах произведения немецких живописцев Беклина, Штука и Ленбаха, на международной выставке («Мюнхенском Сецессионе») впервые Петров-Водкин познакомился с творчеством современных французских художников: «Первое, что меня ошеломило в молодых французах – это отсутствие классической светотени, - свет и тень у них теряли значение белого и черного, они сохраняли ту же спектральность краски, что и цвет.

Ярмарка какая-то, - недоумевал я, - вот они – барбизонцы и понт-авенцы, о которых доносились к нам вести в Москву! Долго ворочался и ежился я возле них, но, когда, обозленный, пошел я в соседние залы с классическим благополучием, мне и там стало неприятно от рельефно вылезающих на меня персонажей, никакого сношения с краской не имеющих.

Лучше пойду обратно, прислушаюсь, - ведь галдят же о чем-нибудь эти крикливые французы… Много полезных, но острых заноз в себе унес я с этой выставки. Она поселила во мне разлад и с самим собой, и с Мюнхеном, и с московским училищем» («Пространство Эвклида»).

К сожалению, этюды, написанные в Германии, и дневник путешествия не сохранились. Они сгорели во время пожара в доме, где художник по возвращении выполнял на заказ портрет хозяйки. Об этом печальном факте Кузьма Сергеевич расскажет в главе «Портрет» автобиографической повести, а еще раньше, в июле 1901 года, упомянет в письме Анне Макаровне Кузнецовой (жене фарфорозаводчика М.С. Кузнецова).

И все же мюнхенская страница жизни К.С. Петрова-Водкина отразилась не только в его литературном наследии, она не осталась бесследной и в живописи. Влияние немецкого художника Франца Штука, очевидно, сказалось в «Автопортрете» 1903 года (Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина – филиал Радищевского музея). То, что покорило молодого художника в работах мюнхенского мастера: «глухие черные фоны, на которых выдвигается изображение, плотно вписанная краска без единого разрыва мазка», ее «иконная суровость», было опробовано Петровым-Водкиным в этом раннем произведении. А «острые занозы» от встречи с новой французской живописью будут тревожить художника и в последующие годы. Как считает исследователь творчества Петрова-Водкина Ю.А.Русаков, «его искусство оказалось во многом антагонистично импрессионизму, однако в 1901 году знакомство с ним открыло перед молодым художником новые горизонты живописи и наглядно продемонстрировало ограниченность до того, казалось, безусловных образцов».

Е.Пондина, сотрудник Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина

www.museum.ru/N28094
Ваше мнение »»

»»Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина
Адрес:Саратовская область, г. Хвалынск, ул. Ленина, 89 (Галерея), ул. Ленина, 208 (Дом-музей К.С. Петрова-Водкина)
Проезд:Автобусы: "Саратов-Хвалынск", "Балаково-Хвалынск", "Сызрань-Хвалынск". Внутри города - авт. №1 до ост. "Галерея" или "ул. Потемкина"
Телефоны:(84595) 21-094, 22-027
сайт:radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 20.04.2024  x    ?  


Выставка «Светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

День исторического и культурного наследия в Мультимедиа Арт Музее, Москва

«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Библиодень в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru