НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Последний шедевр Ренессанса (Сикстинская капелла, Cappella Sistina)

27 марта 2007
Микеланджело Буонарроти ''Страшный суд''. Сикстинская капелла, 1536-1541
Микеланджело Буонарроти ''Страшный суд''. Сикстинская капелла, 1536-1541
Микеланджело Буонарроти ''Страшный суд''. Сикстинская капелла, 1536-1541
Микеланджело Буонарроти ''Страшный суд''. Сикстинская капелла, 1536-1541
Микеланджело Буонарроти ''Страшный суд''. Сикстинская капелла, 1536-1541

В 1535 году Микеланджело принимает приглашение Павла III на должность главного архитектора и живописца Ватикана. И год спустя мастер приступает к созданию фрески, ставшей последним великим произведением эпохи Возрождения и предвестником нового стиля Рима - барокко.

К этому времени из великих мастеров эпохи остался он один. Давно ушли его главные коллеги-соперники Леонардо и Рафаэль. Молодое поколение художников боготворит его, но никакая слава не может развеять черной меланхолии, в которую погружен мастер. Пала Флорентийская республика, а в 1527 году войска императора Священной римской империи Карла V учинили в Вечном городе разгром сравнимый лишь с нашествиями варваров древности. Великая эпоха гениев-гуманистов умирала, их вера обращалась в прах. Рождалась новая идеология и новое искусство. В такой обстановке Микеланджело приступает к созданию рассказа о последней трагедии человечества - Страшном суде. Ставшей квинтэссенцией вошедшей в поговорку мизантропии мастера, достигшей в старости максимального (из совместимых с жизнью) значения.

Страшный суд - сюжет крайне популярный в Средние века, но отринутый влюбленными в земную жизнь мастерами Ренессанса. Однако, хотя никто из великих предшественников или современников флорентийского мастера не создал на этот сюжет произведения, с которым предстояло бы соревноваться, Микеланджело должен был вступить в куда более тяжелое единоборство, соревнование с самим собой. Ведь фреске предстояло украсить Сикстинскую капеллу, на чьих сводах два десятилетия назад он создал великий гимн силе человеческого духа, совершенству человеческого тела.

"Страшный суд", тела героев столь же безупречны и полны жизненной силы, но они трепещут, трепещут в страхе перед праведным гневом Божества. Ибо нет в мире силы дабы смягчить его. Даже Богоматерь, первая небесная заступница человеческого рода, в смятении и ужасе, не выдержав яростного сияния, окружающего ее сына, отвернула от него взор.

Фигура Христа - центр этой вселенной, солнце, вокруг которого обращаются клубящиеся массы тел. И в этой фигуре, подчинившей себе огромное пространство фрески, одна из главных ее загадок. Даже самые отъявленные язычники Возрождения (а среди художников их было ни мало) никогда не изображали Христа так, не нарушали древнего византийского канона. За столетия до рождения Микеланджело художник изобразил Христа прекрасным безбородым юношей, более похожего на античного бога нежели на христианского святого (да и спорный вопрос знал ли Микеланджело эти древние изображения). Но ни одно из подобных изображений Христа не знало и доли яростный силы, что Микеланджело наделил своего бога. Он ужасен, но он прекрасен. Со стены капеллы, стоящей в самом сердце католического мира, на нас смотрит Христос, чье лицо принадлежит богу Аполлону, богу солнца, дарующего жизнь, но сжигающего ее. И праведники, как и грешники, трепещут перед этим не знающим жалости судьей в момент крушения мира в страхе перед вечным его проклятием.

Итак, история Страшного суда у художников Ренессанса не пользовалась успехом, но жанр автопортрета они весьма ценили. Ничего подобного тому, что написал Микеланджело здесь они не создали, к счастью … Святой Варфоломей держит в руках человеческую кожу и в ее складках угадывается лицо искаженное страшной мукой, лицо Микеланджело…

В 1541 году фреска была завершена и принята заказчиком, несмотря на обилие обнаженных тел. Первым на этот "недостаток" указал церемониймейстер Папы и по легенде художник тут же поместил его портрет среди грешников в аду. Но прошло несколько лет эта точка зрения победила. По приказу Павла IV Даниеле да Вольтера сокрыл тела за драпировками и навеки получил прозвище "художник штанов".Однако никакие цензурные исправления не смогли испортить эту фреску. И сегодня, как и столетия назад люди со всего мира приезжают в Рим дабы увидеть ее.

Сикстинская капелла. Cappella Sistina. Микеланджело - как скульптор живописцем стал: http://www.museum.ru/N27026

О музеях Ватикана: http://www.museum.ru/N27023

Другие музеи Италии - Галереи Уффици http://www.museum.ru/N26991

Страница Сикстиноской капеллы на сайте музеев Ватикана: http://www.christusrex.org/www1/sistine/0-Tour.html

(с) Музеи России

www.museum.ru/N27953
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 28.02.2017  x    ?  


Новое дыхание немецкой культуры российских немцев

Музыкально-поэтическая встреча "С любовью к Пушкину"

Выставка "Революция 1917" в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике

Музейный котильон "Кошки-мышки" в Биомузее

Марчелло Ло Джудиче

Выставка «Ты, Кубань, ты наша Родина…!»

Марш-бросок на Куликовом поле. Итоги

Выставка "Весна, женщины, цветы"

Гастроли планетариев Калуга - Ярославль

Выставка "Позывной "Чайка" в Калуге

"Черная речка Пушкина и Булгакова" - выставка к 180-летию со дня последней дуэли А.С. Пушкина

Выставку "Мир Циолковского на большом экране" увидят в Ярославле

Вечер российского документального кино «Гаджет для белого кита»

Воссоздан портал из лазурита в Лионском зале Екатерининского дворца

"Нескучный вечер в Дарвиновском музее". Март-2017

Творческая встреча с Татьяной Данильянц

«Бесконечное путешествие». Выставка произведений Игоря Снегура

Презентация книги Ольги Хорошиловой «Молодые и красивые. Мода двадцатых годов»

Хранители времени. Тайны музейных часов

Выставка живописи "Променад. Франция"

"Солисты Москвы" выступят в Московском Планетарии

Фотовыставка Геннадия Иванова "Избранное" в Иркутском художественном музее

Павел Киселев. Новое сообщение. В рамках проекта «Молодые львы»

Персональная выставка художника-сценографа Татьяны Швец «Пустое пространство и вся Вселенная…»

По алтайскому маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой

Выставка «Графика походов» в Крапивенском музее

Презентация книги-альбома "Дом Ипатьева. Летописная хроника в документах и фотографиях 1877-1977 гг."

Запуск проекта «Общее и частное. Сезоны современной культуры народов России»

К 225-летию академика Карла Бэра - первого директора Зоологического музея ЗИН РАН

"Театр Тарковского. Гамлет" в Доме-музее М.Н. Ермоловой


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru