НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Клод Моне - Рафаэль воды (Claude Monet)

2 мая 2007
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар, 1877. Музей Мармоттан, Париж
Клод Моне. Мост в Аржантее, 1874. Лувр, Париж
Клод Моне. Стога. Конец лета. Утро, 1891. Музей Орсэ, Париж
Клод Моне. Руанский собор вечером, 1892 - 1894. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Клод Моне. Водяные лилии, 1907. Музей Мармоттан, Париж
Однажды в приемную директора западных железных дорог парижского вокзала Сен-Лазар вошел хорошо одетый человек. Вручив свою визитную карточку служителю, он стал ждать аудиенции. "Я художник Клод Моне" - представился он, войдя в кабинет. Чиновник железнодорожного ведомства о живописи имел самое смутное представление, но признаться в этом не посмел. Выдержав эффектную паузу, Моне сообщил растерявшемуся директору: "Я решил писать ваш вокзал! Долго колебался, какой из двух вокзалов выбрать - Северный или ваш, но, наконец, остановился на вашем - он более характерный". Взамен Моне оказывали всяческое содействие: поезда останавливали, перроны очищали, топки паровозов набивали углем, чтобы они дымились так, как того хотелось Моне.

Так, согласно воспоминаниям друга Моне - художника-импрессиониста Огюста Ренуара, в 1877 году была создана знаменитая серия изображений вокзала Сен-Лазар (известнейшие полотна цикла находятся в Музее Орсэ, Париж; Музее Мармоттан, Париж; Институте Курто в Лондоне) - ставшая визитной карточкой и Клода Моне, и импрессионизма. Идея ее создания возникла, видимо, под влиянием реакции критики на знаменитое "Впечатление. Восход солнца" (1872, Музей Мармоттан, Париж), которая была представлена на первой выставке группы художников, названной, впоследствии, в ее честь импрессионистами. Моне упрекали, что на картине невозможно ничего разобрать. Моне парировал, что в тумане предметы не могут иметь четких очертаний. В ответ он услышал: туман - не сюжет для художника… И решил написать нечто еще более туманное. Перроны, окутанные густым, клубящимся дымом паровозов в момент отправления поездов очаровали его. Он счел их подходящими для вышеозначенной цели.

Бег рек, плеск морских волн, пар, лед… Вода всегда влекла его. Так появилась знаменитая мастерская художника, оборудованная в лодке. Отсюда и прозвище Моне - Рафаэль воды.

Клод Оскар Моне (1840-1926) формально был учеником живописца Глейра. Правда, главным приобретением сделанной им в его мастерской были не знания, а друзья и сподвижники: Базиль, Ренуар, Сислей. Моне был беден, упрям, талантлив и, наконец, искренне верил, что пришло время новой живописи. Присущая ему уверенность в себе сделала его вождем группы. Вскоре он убедил новых друзей покинуть мастерские и обратиться к природе. Фанатик новой живописи, он отрекся от изучения старых мастеров. Единственным своим учителем он признавал природу и безоговорочно верил лишь зрительным ощущениям. Пейзаж так и остался главным жанром его творчества.

Впоследствии пути друзей-художников разошлись. Лишь Клод Моне остался верен принципам импрессионизма до конца. Но, тогда именно он поддерживал в своих товарищах веру в успех и был их наставником в коммерческих тонкостях реализации произведений искусства.

Время наивысшего расцвета таланта мастера приходится на 1870-е годы. Моне живет в Аржантее, городке на берегу Сены. Лучшие произведения этого периода - "Регата в Аржантее" (1872), "Парусные лодки. Регата в Аржантее" (1874), "Мост в Аржантее" (1874) ныне хранятся Лувре. Палитра прошедшая очищение от черного цвета сияет россыпью драгоценных радужных цветов. Глаза художника научились видеть мир иначе, не так как видят его глаза обыкновенного человека. Отныне он был соткан для него из мазков чистого света, который есть цвет (вскоре научные исследования подтвердят, что художник все увидел правильно). Сам Моне так описывал свой метод: "Когда вы выходите писать, постарайтесь забыть, какие предметы перед вами - дерево, дом, поле или что-то еще. Просто думайте: здесь квадратик голубого, здесь полоса розового, здесь желтая жилка... Пишите до тех пор, пока не будет передано ваше собственное наивное впечатление сцены, находящейся перед вами".

Он ловил свет и бросал его на холст. С терпением и прилежанием ученого он исследовал поведение цвета и света. Так в 1890-х годах появились серии "Стога" (Музей Орсэ, Париж; Институт искусств, Чикаго) и "Руанский собор", готика, растворяющаяся в солнечном свете (Музей Орсэ, Париж; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва). Позднее появился датируемый 1900-ми годами цикл видов Лондона, захваченного туманом. В конце жизни под влиянием символизма и модерна в творчестве Моне усиливаются декоративные тенденции - серия "Кувшинки" (1905-1920-е годы, Музей Мармоттан, Париж; Музей Орсэ, Париж; Музей изобразительных искусств, Бостон; Институт искусств Чикаго).

Искусство Франции второй половины XIX века - это перманентная революция. Предшественники Моне декларировали право художника писать современную повседневную жизнь. Импрессионисты, и в первую очередь Моне, избавил цвет от тирании рисунка. Завоевание, без которого живопись ХХ столетия была бы иной…

(с) Музеи России

Музей д' Орсэ. Musee d'Orsay. Как импрессионизм покорил весь мир: http://www.museum.ru/N26105

Импрессионизм. Impressionnisme. Художники с Бульвара Капуцинок: http://www.museum.ru/N27955

Сайт Музея д' Орсэ: http://www.musee-orsay.fr

Музей Мармоттан, Париж: http://www.marmottan.com (есть краткая справка о музее на русском языке)

Сайт Лувра: http://louvre.fr

www.museum.ru/N27952
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-79-98, 609-95-20
сайт:www.arts-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 22.01.2018  x    ?  


В Объединении «Фотоцентр» открывается выставка «Владимир Высоцкий»

Выставка Киры Суворовой и Александра Столбова в галерее "Голубая Гостиная"

Обрывки времени. Ибрагимхалил Супьянов

Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга. Выставка в Третьяковской галерее

Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа

Выставка документальных материалов к 75-летию со дня прорыва блокады Ленинграда

Родион Гудзенко. Персональная выставка и презентация книги в Центре книги и графики

“Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом”. Коломенское. Измайлово. Люблино

К 100-летию Музея-заповедника "Петергоф". Выставка детского рисунка "Петергоф рисуем МЫ"

Михаил Прехнер. Новые поступления в собрание музея

Выставка «Ученый будущего» в Таллине

Принцип неопределенности. Скульптура Геннадия Степанова

Выставка "Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии" в Русском музее фотографии

К 75-летию прорыва блокады Ленинграда. Вечер памяти в Центральном музее железнодорожного транспорта

Выставка к 75-летию прорыва блокады Ленинграда в Музее артиллерии

О нефти под гитару семиструнную…

Выставка-инсталляция Татьяны Королевой "Рождение Бабочки"

Годовщина освобождения Бородинского поля от немецко-фашистских захватчиков

Выставка авторской игрушки Александры Савиной в Екатеринбурге

Поэтический вечер «Под сенью Серебряного века…»

«Теплое дыхание» – выставка валяния из шерсти С.Г. Копыловой в Екатеринбурге

Мемориальная квартира Святослава Рихтера начинает новый музыкальный сезон

"Век музеев" начнется с лектория

"Крещенский концерт" во Дворце конгрессов

Открытие фотовыставки «Сила притяжения»

Рудольф Нуреев. Последний визит

Круглый стол «Антарктическая биеннале как социокультурный феномен»

Ю.М. Лотман, З.Г. Минц – Б.Ф. Егоров. Презентация книги в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича»

Вечер памяти Михаила Карасика в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru