В своих материалах музеи часто пишут о произведениях искусства, об их авторах, истории, и очень редко о том, как сохраняются эти шедевры – о сложном и интересном процессе реставрации.
Организаторы выставки «До и после реставрации», открывшейся в Радищевском музее 16 августа 2006 года, представили несколько живописных работ западноевропейских мастеров из коллекции музея, которые прошли реставрацию: «Сусанна и старцы» неизвестного мастера начала ХVII века и «Ревекка у колодца» – старое повторение работы Д.Пеллегрини. Наряду с произведениями живописи зрители смогли увидеть фотографии фрагментов полотен до реставрации, где просматриваются загрязнения, трещины и утраты, что даёт возможность провести сравнение между ними, а также оценить трудоёмкость реставрационных работ. Сотрудники отдела реставрации Радищевского музея публично выразили благодарность тем, кто осуществил эти работы – студенткам-дипломницам Российской Академии живописи, ваяния и зодчества г. Москвы О.В.Круподеровой и Е.С.Шелухиной.
Уникальное на взгляд специалистов полотно «Игроки» Герарда Сегерса (1591–1654 г.г.) представлено на выставке как образец нереставрированного произведения. На ней отчётливо можно увидеть утраты крашенного слоя, помутнение лаковой плёнки, заломы по краю полотна. А рядом находится работа «В таверне» Гарсиа у Испалето Мануэля (1836 – 1898 г.г.), где проведена техническая реставрация: укрепление крашеного слоя, устранение деформаций, подведение реставрационного грунта.
При внимательном рассмотрении экспонатов можно увидеть, как изменятся работа от одного реставрационнго этапа к другому.
Одно из центральных мест в экспозиции занимает витрина с инструментами реставратора.
Несмотря на то, что в последние время интенсивно развиваются технологии реставрационной диагностики, инструменты и материалы остаются прежними.
По мнению авторов выставки, она получилась многогранной: с одной стороны, раскрывает многие секреты реставрационного процесса, а с другой стороны, знакомит с произведениями искусства их историей и сюжетом.