Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций представляют выставку "Андрей Ланской (1902-1976). Живопись и графика из частных собраний", 26 июля - 3 сентября.
Открытие выставки с приглашением прессы - 25 июля в 16 часов в атриуме нового здания Музея личных коллекций (Волхонка, 10).
Андре (Андрей Михайлович) Ланской - представитель древнего дворянского рода, до революции учившийся в Пажеском Его Императорского Величества корпусе. Художественные вкусы Ланского формировались под влиянием замечательного театрального художника С. Судейкина - одного из блестящих представителей символистской "Голубой розы" и "Мира искусства". До приезда в Париж (1921 год) Ланской посещал мастерскую декоративного искусства, открытую в Киеве А. Экстер и ее учеником И. Рабиновичем (кроме театральной декорации, там преподавали рисунок и живопись); в Киеве художник написал свои первые акварели.
В 1920-е годы Ланской работает в технике примитивизма; сочетание зеленого, желтого, розового, черного, синего - несомненное отражение пестроты красок "русского мира" (Жан Гренье: "В глубине души Ланской никогда не покидал своей родины. Первые его полотна посвящены сценам в интерьере и семейным портретам, сюжет и исполнение которых - типично славянские"). Решающее значение для репутации художника имела поддержка Вильгельма Уде, одного из первых коллекционеров Пикассо, Дюфи, Дерена, Вламинка и Брака, отметившего картину Ланского "Свадьба" на Осеннем Салоне 1924 года.
К концу 30-х годов Андре Ланской переходит от примитивистского фовизма к полуфигуративности на грани абстракции. Фигуры, предметы, пейзажи приобретают более геометрический характер, "но не имеют ничего общего с созданиями кубистов. Они состоят из впадин и наростов, наслаиваются и перемешиваются. Цвета этих гуашей разнообразны, но холодные цвета преобладают и становятся теплыми под кистью Ланского" (Жан Гренье).
Ланской - один из основателей возникшего около 1945 года направления, которое критики называли "лирической абстракцией", "абстрактным экспрессионизмом", то "неформальным искусством" или "action painting": "упразднение" предмета и причудливое сочеиание "красочных полей.
Столь крупная ретроспективная выставка Ланского проводится в нашей стране впервые; более 60 экспонируемых работ отражают все основные периоды и направления творчества художника.