Правительство Москвы, Комитет по культуре города Москвы, Московский Дом фотографии приглашают посетить выставку ЯКОБА ТЮГГЕНЕРА "БАЛЬНЫЕ НОЧИ".
Открытие состоялось 30 июня 2006 года в ЦВЗ "Манеж".
Выставка организована Швейцарским Фотографическим фондом, Винтертур, в сотрудничестве с Фондом Якоба Тюггенера, Устер, Швейцария. Куратор: Мартин Гассер. Выставка реализована при поддержке Pro Helvetia, Швейцария, Посольства Швейцарии в РФ.
Гламурный мир великолепных европейских балов, мир сказки, населенный элегантными дамами, одетыми в волнующие воображение открытые шелковые платья с глубокими вырезами; напряженные эмоциональные снимки, балансирующие на грани эротики и скуки, подъема и измождения, безумия и сна - таков проект Якоба Тюггенера "Бальные ночи".
Оставаясь, как правило, незамеченным знаменитыми посетителями бальных вечеров, Якоб Тюггенер успевал запечатлеть особенные подробности и мгновения, характерные выражения лиц и жесты, которые потом, во многом по законам кинематографии, выстраивались в многочисленные циклы картин или превращались в книги.
Якоб Тюггенер родился в Цюрихе в 1904 г. Он известен как фотограф, кинематографист и художник. Сам себя он, прежде всего, считал художником. Тюггенер проявил нтерес к балам в 1930 году, когда оказался на знаменитом берлинском Рейман-бале. За ним последовали новогодний бал в Сент-Морице, бал Венской оперы, Бал Хризантем в Мюнхене. Они вдохновили мастера на создание экспрессивных и поэтичных снимков.
Выставка "Бальные ночи" отражает одну из главных тем творчества Якоба Тюггенера. Помимо "индустриального мира", к которому Тюггенер не раз обращался (книга "Фабрика", 1943), а также швейцарского деревенского быта, который он активно фотографировал во времена службы в швейцарской армии в период Второй мировой войны, именно великосветский мир бальных вечеров всю жизнь казался ему наиболее захватывающим объектом исследования.
Наибольшее влияние на Якоба Тюггенера оказали немецкое экспрессионистское кино 1920-х годов, а также книга Брассая "Ночной Париж" (1933), которые помогли ему создать особую поэтическую стилистику, ставшую после Второй мировой войны образцом для многих молодых фотографов.
Всю оставшуюся жизнь Тюггенер вновь и вновь возвращался к этой теме, собрав в начале пятидесятых годов тысячи снимков для макета своей книги "Бальные ночи". Лишь недавно она была издана в своей первоначальной форме, послужив основой для подбора работ для настоящей выставки. Эти фотографии динамично и экспрессивно отражают блестящую ночную жизнь мира, колеблющегося между сущностью и видимостью, между тьмой и светом, сочетая эти элементы в неповторимых образах визуальной праздничности.