Томас Мор когда-то сказал, что человек может объездить весь мир в поисках того, что ему нужно, и найти это, вернувшись домой. Именно так происходит со студентами гуманитарных факультетов ведущих вузов нашего города - СГУ и СГТУ - которые уже не первый год проходят музейную практику в Радищевском музее.
Не уезжая далеко, студенты могут познакомиться с различными течениями в современной музееведческой науке, получить знания по этнологии, овладеть навыками редкой профессии реставратора.
Занятия, как правило, делятся на два этапа. Во время первого этапа студенты знакомятся с теорией и прикладным музееведением, слушают лекции по музейному делу, наблюдают за реставрационным процессом, для них проводятся экскурсии по залам музея и его филиалам.
Второй этап практики представляет собой самостоятельную работу студентов по различным музееведческим темам и направлениям. Это своеобразный отчет по пройденному материалу, где каждый может высказать свою точку зрения, проявить творческие способности. Свежий взгляд со стороны интересен и самим музейщикам. Итогом практики может служить подготовленная экскурсия по музейной экспозиции, творческая работа на заданную тему или отреставрированный экспонат. Вот несколько выдержек из студенческих работ. "Мне очень понравился "Амур" Фальконе… Почему? Мне кажется он очень непосредственным и в то же время загадочным: он приложил пальчик к своим мило очерченным губкам и как будто что-то умалчивает, словно что-то подслушал, увидел или посодействовал двум влюбленным… Я не прочь, если бы он покровительствовал моему дому и скрывал бы мои тайны". Эти слова студентки Елены Камышовой как нельзя более подтверждают, что практика не прошла даром, оставив в душе глубокий след.
"Музей выступает своего рода как "банк данных" художественных и гуманитарных ценностей человека, а, следовательно, является весьма эффективным средством приобщения к культуре и гуманитаризации школьного учебного процесса", - читаем мы в работе Дмитрия Любина. Эта самостоятельная оценка миссии музеев в современном мире говорит о том, что практика прошла результативно. А вот такие слова еще и приятны: "Трудно представить Радищевский музей без великолепных его сотрудников, которые не жалея времени и сил, заботятся не только о музее, но и о его посетителях…".
Уже третий год на реставрационную практику приезжают студенты Московской Академии живописи, ваяния и зодчества под руководством Ильи Сергеевича Глазунова. Музейщики проводят с ними занятия по исследованию памятников древнерусской живописи, учат практике реставрации иконописи. Работа проводится совместно с Саратовской Епархией, которая предоставляет иконы, требующие реставрационного вмешательства. Интересным является тот факт, что благодаря этой практике оказывается шефская помощь Вольскому краеведческому музею, где студенты занимаются консервацией коллекции иконописи позднего времени. Этим летом начинающие реставраторы будут работать с иконами, которые впоследствии станут экспонатами выставки, посвященной теме "Воскресения Христова".
В этом году на культурологическую практику к нам приедет гость из Германии. В своем обращении Сюзанна Дикман, студентка факультета политологии и международных отношений Венского университета пишет, что ей было бы интересно узнать, как строится работа в российских некоммерческих организациях, а также она хочет улучшить свои знания русского языка, познакомиться со страной и людьми, богатой культурой региона, представляющего для нее большой интерес.
Подобный опыт общения с музейщиками разрушает стереотипные представления о музее, дает возможность посмотреть на музейную жизнь изнутри, оценить его богатый потенциал в отношении образовательной деятельности и привлечения самых разнообразных способов познания мира. Так, сотрудниками широко используются коммуникационные возможности, возникшие благодаря развитию цифровых технологий и современной техники. В музее работает Интернет-арт-кафе, большинство лекций сопровождается видеоматериалами и мультимедийными программами.
Навыки, полученные студентами во время летней музейной практики, несомненно будут использованы ими в дальнейшей профессиональной деятельности. Такое общение выгодно обоюдно - музей приобретает новых друзей и единомышленников, которые впоследствии примут эстафету в различных сферах музейной деятельности.
Пакалина Елена Николаевна