23 июня в 19.00 Зверевский центр современного искусства представляет проект "Достоинство".
"Бог дал мужчинам пенис и мозг, но лишь столько крови, чтобы они могли действовать только по очереди" (Вуди Аллен).
Борис Бендиков, Бомбилы, Петр Быстров, Сева Галкин, Серж Головач, Александр Давыдов, Борис Ефимов, Константин Звездочетов, Владислав Зубарев, Евгений Иванов, Алексей Каллима, Андрей Колосов, Олег Кулик, Евгений Медведев, Мельников, Нестор, Едыге Ниязов, Анатолий Осмоловский, Даниил Парнюк, Владимир Парфенок, Алексей Плуцер-Сарно, Дмитрий Резван, Виктор Рибас, Арсений Сергеев, Александр Сигутин, Васик Татлев, Антон Фатеев, Андрей Шевченко и многие другие...
Куратор: Александр Шумов. Сокуратор: Вася Аллахвердиев. Духовые: Сергей Летов. Координатор: Г.Файнгольд.
Проект «Достоинство» можно воспринимать как своеобразную инициацию, связанную с определенным риском, а также с необходимостью переосмыслить старые стереотипы. Степень травматичности этого проекта равна опасности внедрения на территорию хорошо законсервированных идеологий. Это обстоятельство лучше всего передает реакция одного из художников, который в ответ на предложение принять участие в проекте поинтересовался: «А мне больно не будет?». Действительно, выставка, в которой мужчины говорят о мужчинах, то есть о себе и своей гендерной/социальной/культурной идентичности обещает быть болезнетворной. Прежде всего, потому, что она не иронична, а скорее – серьезна. Обычно, когда мужчина-художник начинает говорить о себе, этот разговор сопровождается шутками и балаганом. Когда художник вытаскивает член, то он либо начинает им активно рефлексировать и переживать о судьбах Родины, либо измываться над ним, изображая жертву или палача, либо, что случается чаще всего, просто смеяться. Как в том невеселом анекдоте: «к сексу надо относиться с юмором: ну, не встал, похохотали и – баиньки». Если приходится ради искусства раздеть другого мужчину – то это уже повод покатываться со смеху. Художник вступает со своей моделью в отношения начальника-дурака. Модель – шут гороховый, у него «хозяйство», а автор – демиург, поэтому у него «достоинство». Мужчина смеется, чтобы скрыть неловкость и чтобы никто не заподозрил в нем латентного гомосексуалиста. И хотя смех этот звучит немного неискренне, в нем есть пафос освобождения. Вот в советские времена художники не могли так от души подурачиться. Им, наоборот, приходилось рисовать и фотографировать квази-античных мужиков, потому что изображать натурщиц было предосудительно, могли сослать за порнографию и поруганную честь (как пикториалиста А. Гринберга). Подразумевалось, что отношения с мужчинами-натурщиками могут носить исключительно художественно-физкультурный характер, «хиханькам да хаханькам» тут не было места, как и собственно сексу. В СССР вообще секса не было именно потому, что не было тела и выбора. Сегодня у нас выбор вроде бы есть. Но нет уверенности в своей правоте.
Авторы этой разоблачительной выставки поступили с художниками сурово: посмеяться и скрыться за идеологические шоры не дали, а предложили без шуток задуматься обо всем, что случилось с мужчинами за последние несколько тысячелетий. Смотришь на произведение современного искусства, выражающее специфику мужского видения, и думаешь про себя: то ли хозяйство, то ли достоинство? А х..й его разберет! (А.В.)
Настоящим проектом Зверевский центр завершает выставочный сезон и объявляет каникулы.