Московская публика избалована шедеврами Третьяковской галереи. Многие знают по несколько известных картин нескольких известных художников. Если посмотрели шедевры, значит, знакомы с творчеством художника? Музей предлагает Вам ответить на этот вопрос на выставке "Третьяковская галерея открывает запасники" в Новом Манеже. В здании в Лаврушинском переулке знакомые картины висят в привычных залах, а в Манеже все иначе.
Простой пример, вначале выставки представлен "Потрет графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова" Н. И. Аргунова (1812). Сборная выставка по семье Аргуновых была всего полгода назад, но если зритель на той выставке смотрел больше на творчество Ивана Петровича Аргунова, то работу его сына Николая Ивановича можно посмотреть сейчас внимательнее. Или Тропинин, расширенная постоянная экспозиция его работ тоже была недавно, но в залах Манежа посмотреть знакомые работы приятно: светлый день, хорошее освещение, работы висят удобно - можно увидеть все тонкости письма.
Есть работы, которые зритель раньше не видел - "Портрет Александра Семеновича Шишкова" О. А. Кипренского (1852), он изображает представительного мужчину, президента Российской Академии. Любимый зрителями К. Е. Маковский показан сразу тремя работами.
Кроме живописи на выставке представлено большое число скульптуры. Трогательный сюжет "Мать, обучающая дитя грамоте" Чижова М. А. (1874), где женщина склонилась над ребенком как "орлица над орленком". "Резвушка" - девушка, которая переходит ручей по бревну, изящно балансируя руками, как балерина.
Для публики, которая пришла на выставку не для запоминания фамилий и дат, будет интересно просто ознакомиться с сюжетами живописи XIX века - прерванное обручение, дети за пианино, новенькая в школе. Выставку нельзя назвать скучной или назидательной, она подходит для просмотра семьи с детьми. Работа неизвестного художника XIX века показывает московскую пожарную команду на Пречистенке - пожарные в белой форме мчатся на тройках.
Выставка расположена в нескольких залах. Второй зал посвящен искусству XX века. Здесь представлено знаменитое произведение Л. О. Пастернака "Поздравление" (1914), работа известная, но увидеть ее снова - праздник для зрителя. Картина здесь очень уместна по теме - поздравление всех с Днем музеев и поздравление Третьяковской галерее с юбилеем. Великолепный "Портрет Елены Павловны Олив" К. А. Сомова (1914), он знаком любителям мирискусников по репродукциям, а здесь можно увидеть портрет во плоти. Необычная работа "Дама с собачкой" И. Э. Грабаря (1899). Этого художника мы знаем по ярким работам с экспериментами с цветом. А здесь работа в 3 цвета - белый, черный и немного кораллового, почти гризайль.
Вас не оставит равнодушным "Портрет О. Д. Талалаевой" И. И. Бродского (1915) - виртуозное письмо, живая душа, и трепет мазков, и кудри завитков. Девушка в простой одежде - коричневая блузка, темная полосатая юбка, держит в руках черную подушку. Такой непритязательный сюжет художник воплотил в прекрасный женский образ.
В зале XIX века скульптура представлена бронзой, а в зале XX века - керамикой Н. А. Андреева.
Советский период живописи показан работами, которые не носят политического характера. В работе "Женщина у стола" П. Вильямса (1934) художника привлекала игра красного цвета - корсаж платья дамы и повторяет цвет раков на блюде. "Сцена в Павловске" Ю.И. Пименова (1933) напоминает театральную сцену дореволюционной России.
Здесь приведены лишь несколько из 120 выставленных произведений. Вы можете сами поставить свои акценты при просмотре. На этом юбилейная программа Третьяковской галереи не заканчивается, далее публику ждет детско-моледежный праздник 20 мая на Крыском Валу. На следующей неделе: выставка, посвященная семье Третьяковых в Лаврушинском переулке и "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею" на Крымском Валу (Н. И. Трегуб).