18 мая в 16.00 Третьяковская галерея открывает свои запасники. Выставка открыта с 19 мая по 11 июня 2006 года.
Каждый крупный музей имеет свои запасные фонды - запасники. Запасник - это музейный резерв, из которого берутся произведения для выставок, для обновления постоянной экспозиции, для проведения научных исследований, экспертиз и т.п. Запасники практически не доступны для широкого зрителя и потому вызывают повышенный интерес - а что же спрятано за массивными стенами депозитариев? Открыть запасники для всех желающих - невозможно, но публиковать и показывать публике хранящиеся там произведения - необходимо, так как это важная часть культурного наследия.
Проект в Новом Манеже, подготовленный по инициативе Московского Правительства сотрудниками Третьяковской галереи, - первая выставка такого рода за последние десятилетия. Она состоит из более чем 120 произведений живописи и скульптуры мастеров XVIII-XX веков. По существу, это как бы небольшой музей, отражающий многие направления отечественного искусства за два с половиной столетия. Но главная задача выставки не в том, чтобы повторить в миниатюре постоянную экспозицию Третьяковской галереи, а в том, чтобы привлечь внимание посетителей к произведениям прекрасным, но редко показываемым, полузабытым, а то и совсем неизвестным.
На выставке в Новом Манеже каждый может открыть для себя что-то новое, будь то работы знаменитых художников XVIII и первой половины XIX века - Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского, С.Щедрина, О.Кипренского, В.Тропинина, К.Брюллова, или мало известных - П.Барбье, М.Мохова, А.Златова и Н.Чернецова. То же можно сказать и о живописи второй половины XIX и начала XX столетия. Немногие видели "Портрет Александра II" К.Маковского или помнят работы М.Петрова "Пансионерки", "Смотрины" Н.Неврева, "Дети за пианино" Н.Богданова-Бельского. Редко показываются даже на выставках уникальные произведения И.Грабаря "Дама с собакой", Л.Пастернака "Поздравление", И.Бродского "Портрет О.Д.Талалаевой", а также "Пасхальный натюрморт" С.Жуковского или "Балетная уборная" З.Серебряковой.
Превосходно представлена живопись первой половины XX века. Здесь практически нет работ "крутого" соцреализма. Имена знакомые, но работы "свежие", необычные и очень качественные - П.Кузнецов "Яванская танцовщица", К.Петров-Водкин "Свеча и графин", Б.Кустодиев "Осень в провинции", Ф.Богородский "Итальянка, несущая камни". А также Ю.Пименов, А.Шевченко, П.Вильямс, А.Осмеркин и многие другие.
Особенно интересен небольшой, состоящий из 20 экспонатов, раздел русской скульптуры XVIII - начала XX века. Он включает как малоизвестных скульпторов (например, работавшего в России в XVIII веке итальянского мастера Б.Кавачеппи), так и знаменитых - жанриста М.Чижова ("Резвушка" и "Мать, обучающая дитя грамоте"), анималиста А.Обера и скульптора Н.Андреева, представленного на выставке чудными расписными майоликами и терракотами.
Выставка в Новом Манеже сформирована на материале запасников Третьяковской галереи и посвящена ее юбилею. Надеемся, что она будет иметь продолжение: в фондах музея есть еще многое, что можно показать, чем порадовать и даже удивить московских зрителей.
Особый раздел выставки - коллекция В.Немухина, которую к 150-летнему юбилею Правительство Москвы торжественно передает Третьяковской галерее. В.Немухин - известный живописец, один из участников нонконформистского движения в отечественном искусстве 1950-х - 1960-х годов. Его коллекция включает 15 работ самых известных художников этого направления: О.Целкова, Л.Мастерковой, Ю. Соостера, О.Рабина, Л.Кропивницкого, самого В.Немухина и других. Многие из них входили в знаменитую лианозовскую группу художников, во многом определившую альтернативное направление советского искусства.