НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Странный художник - Гойя (Прадо. Museo del Prado)

19 мая 2007
Ф. Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Прадо
Франсиско Гойя. Зонтик, 1777. Прадо
Франсиско Гойя. Портрет Карлоса IV с семьей, 1801. Прадо
Франсиско Гойя. Маха одетая, 1802. Прадо
Франсиско Гойя. Великан, 1808. Прадо
Прадо - крупнейшее художественное собрание Испании. Произведения лучших художников европейских школ. И главные картины испанских мастеров. Но ничего похожего на творчество Гойи в этом живописном калейдоскопе вы не найдете. Франсиско Гойя - главный художник испанского романтизма. Мрачный, странный, парадоксальный. Легенды окутывают его жизнь и его произведения. Их создали пораженные образами, мирами мастера потомки. По его картинам, рисункам, гравюрам они стали писать его жизнь.

С легкой (точнее идеологической) руки отечественных критиков "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" стал для нас главной картиной испанского живописца. Но это лишь одна из многочисленных граней его наследия. Весьма обширного и более чем разнообразного.

Произведения не первых лет, первых десятилетий творчества ничем не предрекают рождение, прославивших его, темных миров, населенных фантастическими чудовищами, ведьмами, демонами. Он долгие годы создает милые, но ничем не примечательные произведения в духе французского рококо. Сегодня их тоже можно видеть в Прадо. Но трудно поверить, что очаровательных дам и кавалеров в еще более очаровательных нарядах, мог написать автор фресок "Дома глухого" (в последствии так назовут его дом). Сами фрески, переведенные на холст, сегодня тоже здесь, экспонируются в главном музее Мадрида.

Франсиско Гойя-и-Лусиентес прожил долгую жизнь, 82 года. Первые годы своей творческой жизни он, как и его учитель (художник, впрочем, ничем не примечательный), расписывал церкви и монастыри близ Сарагосы, города, в окрестностях которого он родился в 1746 году. Затем была поездка в Италию и Мадрид. В 29 лет он переселяется в столицу Испанского королевства. Начинается так называемый "гобеленовый" период его творчества. Около 16 лет он создает "картоны" для фабрики гобеленов.

Этот Гойя известен специалистам, но мало известен зрителям. Его лучшие работы еще впереди. Он получает известность как портретист, становится придворным художником в 1786 году, спустя 5 лет первым придворным живописцем испанского короля, повторяя судьбу Веласкеса, которому он поклонялся.

Главное его произведение в этом качестве парадный портрет Карлоса IV с семьей станет интерпретацией "Менин" мастера XVII века. Снова из полумрака холста выступают фигуры, облаченные в парадные придворные одеяния, художник смотрит на нас из-за мольберта,…но лица портретируемых, лица вырождающейся династии, лица придворных карликов-шутов эпохи Веласкеса, не лица королей. Собственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица и вовсе нет, но в этом нет никаких мрачных намеков, тайн и загадок. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Позднее ее лицо либо сам Гойя, либо его приемник должны были вписать в готовое изображение, но по каким-то причинам этого не произошло.

Посетители Прадо с удивлением разглядывают этот портрет. Ибо более всего он напоминает карикатуру и притом весьма злую. Еще более удивительным кажется факт, что портрет был принят заказчиками и отнюдь не стоил художнику королевского расположения. Понимание придворного портрета как портрета реалистического, привитое династии Габсбургов Тицианом и Веласкесом, оказалось сильнее самолюбия монархов. Гойя сохранил должность, он получает заказы из дворца. Например, для фаворита королевы, принца Годоя, он пишет знаменитых Мах. "Маха одетая" и "Маха обнаженная". Легенда связала их с именем герцогини Альбы. Особы сколь знатной, столь и бесшабашной. Недолго она была возлюбленной художника. Однако это только легенда. Настоящее имя модели неизвестно.

В 1792 году Гойю настигла странная болезнь. Художник чудом остался жив…но утратил слух. После этого рождается Великий Гойя - мрачный гений испанского романтизма. Испанского не по своему значению, его живопись уникальна для мирового искусства, испанского по духу, плоти и крови.

Миры открытые, увиденные Гойей странны и страшны. Отныне он видит иную реальность, где не действуют привычные законы и границы. Манифест его нового видения мира "Капричос" - серия гравюр, первоначально планировавшаяся как просветительская. Гойя состоял в близких отношениях с кружком испанских просветителей и, вероятно, некоторое время разделял их идеалы. Лист №43 дает ответ об истоках его нового искусства. "Сон разума рождает чудовищ". Такое имя дал ему художник. Под ним подпись: "Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес".

Гойя расстался с разумом и со школой (сильной она у него, правда, никогда не была, но теперь он на нее внимания вообще не обращает). Он отправляется в странствие по заповедным уголкам человеческой души, снов и подсознания. Черные звуки, наполняют его живопись, муза покинула его. Теперь его спутник испанский демон, бес, живущий в крови Испании, в ее земле. Великий соотечественник Гойи, поэт Федерико Гарсия Лорка, называл его "дуэнде".

1808 год в Испанию вторгается армия Наполеона. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). В 1814 году, после изгнания французов Гойя напишет знаменитый расстрел повстанцев. В пару к нему он создал "Восстание на Пуэрто-дель-Соль", его участники погибают в знаменитой композиции. Обе картины были участниками торжественного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, но война, начавшаяся как освободительная, очень быстро переросла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. Картины этих лет - мир мрака, ужаса, страха. Здесь свет не рассеивает кошмары. Кошмары стали реальностью. Знаменитые фрески "Дома глухого" - апофеоз "черной живописи" Гойи. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Луч надежды (не говоря уже об оптимизме) редкий гость в этом царстве мрака.

Все же в последние годы жизни художник, бежавший от ужасов испанской действительности во Францию, смог создать произведения более жизнерадостные, но известность его связана не с ними. Он вошел в историю искусства как мастер воплощения темных снов и фантазий.

Мир Веласкеса. Прадо http://www.museum.ru/N26504

Картинные галереи друхгих стран - Италия, Галерея Уффици http://www.museum.ru/N26991

Сайт Прадо: http://museoprado.mcu.es/home.html

(с) Музеи России

www.museum.ru/N26538
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 10.12.2024  x    ?  


Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

Dasha Art. Акценты и формы

Выставка Ма Кэ «Современная живопись Китая» в Московском музее современного искусства

Зима. Русский стиль. Взгляд из XXI века

Выставка «Всё в жизни - музыка!», посвященная памяти Валерия Гаврилина

Николай Кузьмин. Образ и цвет

Выставка "Временные конструкции" Ольги Васильевой

Юбилейная выставка Сергея Лотырева «Время вспомнить» в Русском музее фотографии

Открытие после реставрации парадного зала квартиры коменданта Петропавловской крепости

Выставка «Верный сын России»

Го Сяобинь. Ландшафты цвета

Выставка «Кружево Русского Севера. Из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника» в Воронеже

В Русском музее фотографии появятся тактильные копии фотографий

Выставка "Botanical reference", адаптированная для незрячих и слабовидящих людей

Археология юмора: Зощенко и Жванецкий

Выставка «Мягкая рухлядь» в Дарвиновском музее

Без полутонов. К 100-летию Зиновия Попова

Выставка фотографа дикой природы Светланы Горбатых "Оленные люди"

"Вкусные истории Нового года" в Музее П.И. Чайковского в Москве

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка из фондов Русского музея фотографии "Зимние игры"

Песня о Мавриной. Графика Татьяны Мавриной из коллекции Владимира Цурко

Выставка «Право на ошибку. Мастерская Павла Никонова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru