НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Счастливая встреча" в Курганском художественном музее

c 30 марта по 15 мая 2006Курганская область
Н.Волков. Весна в Мневниках. 1962
Н.Волков. Грузинка Квинихидэе
Н.Волков. Ленинград. Зима. 1956
Н.Волков. Москва. Колокольня. 1931
Н.Волков. Московский проспект. 1963

Иногда счастливые случайности помогают нам выйти из рамок привычного и познакомиться с теми явлениями в искусстве, которых мы зачастую лишены из-за больших расстояний. Выставку акварели московского художника Николая Николаевича Волкова (1897-1974) можно назвать такой случайностью. Просто один истинный любитель и почитатель его творчества, директор Музея на Дмитровской в Ростове-на-Дону Вячеслав Давыденко в прошлом году привез в Курганский музей огромную папку с работами этого замечательного мастера и высказал желание показать их в нашем городе. Пока шла работа над каталогом и идеей экспозиции, эти акварели видели случайные (опять-таки) гости музея и стали уже с нетерпением ждать вернисажа.

О самом художнике можно говорить очень много, так как его талант счастливо сочетает качества аналитические и творческие. Он известен как ученый, написавший фундаментальные труды, знакомые всем, кто так или иначе связан с изобразительным искусством: "Восприятие предмета и рисунка" (1950), "Композиция в живописи (1965), "Цвет в живописи" (1977). А как мастер акварели он выступает наравне с такими известными художниками, как А.В. Фонвизин, Л.А. Бруни, С.В. Герасимов - теми, кто дал основу акварельной школе России в ХХ в.

На выставке представлены работы с начала 1930-х до начала 1970-х годов. Это - своеобразный срез всех периодов творчества. Большая часть произведений посвящена любимой художником Москве. Так и в самой ранней представленной здесь серии (1931 год) можно увидеть выразительные образы старой московской архитектуры, ее величественные и печальные осколки - пустая звонница, кованая решетка церкви... В предвоенные годы Волков много обращался и к теме новой Москвы - здесь и строительство Москворецкого моста (1937), и Дворца Советов (1940), и лирические пейзажи вечерней набережной, и постоянное сопоставление прошлого и настоящего: "Крыши Москвы" (1940), "Садовое кольцо" (1941).

В годы Великой Отечественной войны художник был корреспондентом Военно-медицинского музея, побывал на Брянском, на Втором Украинском фронтах, в местах сражений на Курской дуге. Его акварели этого сурового времени - настоящие художественные документы: "Разведка в метель", "Вынос раненого с поля боя", "Операция. Хирург". Многие из этих небольших листов стали основой для живописных полотен, хранящихся ныне в экспозиции данного музея. Примечательным завершением темы стала серия "На выставке трофейного оружия" 1945 года.

С конца 1940-х годов в творчестве Николая Волкова появляются новые грани. В акварельных листах большого формата цвет обретает полную силу, насыщенные тона сочетаются с прозрачными лессировками, заливками краски и тончайшими нюансами оттенков. Художник пишет акварели в самой Москве - чаще всего это новостройки, жилые кварталы ("Зимний вечер в "спальном" районе", 1964), а порой это тихие дворы, где спокойно и уютно течет повседневная жизнь ("Весна в Мневниках"). Часто московские пейзажи представляют вид из окна с фрагментом интерьера. Очень привлекают акварелиста и излюбленные места отдыха москвичей - пригороды, Подмосковье: Суханово, Зюзино, речка Икша. Вода, небо, отражения, свет - все, что так естественно в акварели, приобретает здесь полное образное выражение: "Пейзаж с лодкой", "Вечерний пейзаж", "У воды. Полдень" (все - Икша, 1964-1965).

Кроме московских акварелей, в этот период у Николая Волкова было написано множество листов в Петербурге и в Крыму. Они отличаются друг от друга так же, как юг и север. Небольшие, почти альбомного формата, сдержанные по колориту пейзажи мистического города ("Пустынная набережная", 1956) и солнечный выплеск цветных теней, света, весеннего ликования в гурзуфской серии. Необычайно привлекательны и прибалтийские акварели, в них есть некая намеренная игра, и европейский шарм.

И, конечно, в экспозиции привлекает внимание замечательный женский портрет "Грузинка Квинихидзе", написанный художником с его жены, скульптора Ольги Владимировны, верной спутницы, с которой свели его фронтовые дороги. Четкий строгий профиль и теплый свет фона создают образ неоднозначный, со сложными переплетениями противоположных черт характера. А портрет самого Николая Волкова выполнен его другом, художником Виталием Николаевичем Горяевым, которого курганцы хорошо знают по замечательной коллекции его произведений, хранящихся в нашем музее.

Думается, что эта выставка станет интересной и для любителей изобразительного искусства, и для истинных ценителей. А для художников - это настоящая школа мастерства в таком неуловимом, трепетном и невероятно притягательном искусстве акварельной живописи.

Елена Ситникова, куратор выставки.

www.museum.ru/N26189
Ваше мнение »»

»»Курганский областной художественный музей
Адрес:Курганская область, г. Курган, ул. Горького, 129
Проезд:Городским транспортом до ост. "Рынок", "Библиотека Маяковского"
Телефоны:(3522) 46-58-66, 46-55-63
сайт:кохм.рф/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.10.2020  x    ?  


Две картины Бронзино. К завершению реставрации

Фотовыставка Андрея Мышкина "Идиотский город"

Выставка «Камни предков» в Центральном музее связи имени А.С. Попова

Стали известны имена победителей Всероссийского конкурса малой прозы "Грамматика любви"

Конкурс "Общее дело" продлен на два дополнительных конкурсных цикла

Выставочный проект южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» в Петербургском Манеже

XL фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Персональная выставка А.Н. Криволапова в цикле "Московские сезоны"

Русский музей возобновляет экскурсии на русском жестовом языке

Выставка «Соколиная охота. Царская потеха с ловчими птицами» в усадьбе «Измайлово»

"Ночь искусств" в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Выставочный проект Элиде Кабасси "Предел и бесконечность"

Паоло Роверси. В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020

Артём Голощапов. Нелепое равновесие

Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» в Бахрушинском музее

Старинная японская фотография на выставке в Музее Модерна, Самара

Катя Исаева. Музей природы

Василия Белова читали всей Россией!

Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

В День памяти жертв политических репрессий вход в Музей истории ГУЛАГа бесплатный

Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Ксения Цыкунова. Ютьюбифул

Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru