С 29 марта по 1 мая Московский музей современного искусства в рамках "Фотобиеннале-2006" проводит выставку "Фотоконфликты, фотопутешествия и фотоискушения Александра Родченко".
Одну из своих статей о фотографии Родченко назвал "Фотография - искусство". Даже в 1930-е годы подобный тезис нуждался в доказательстве.
Для Родченко синоним искусства - это чудо. Фотография полна чудес изобразительной формы, сочетающей тончайшие детали с многоплановостью, контрасты перспектив, цвета и форм, чудес в передаче движения. Фотомонтаж - новое изображение, составленное из старого, - тоже одно из изобразительных чудес фотоискусства.
Утверждение фотографии как искусства шло конфликтно. Конфликтность - в противостоянии с классическим, станково-живописным подходом к фотографии. Оптическую достоверность фотографического рисунка Родченко считает основанием всего здания фотоэстетики. И поэтому конфликт ракурсного, утрированно-пространственного видения с обычным картинным подходом был неизбежен.
Визуальную силу снимков Родченко определяет контраст форм и композиционный контраст. Идущая вверх по лестнице женщина с ребенком преодолевает резкий линейный ритм ступеней. Конфликт внутренних сил, направлений, элементов композиции. Конфликт статики и динамики. Чудо фотографии - в возбуждении нашего восприятия на осознание всей этой сложной палитры состояний.
Конфликт, конечно же, может стать и отдельной темой снимка, его смысловой пружиной. Идут по Красной площади во время спортивного парада фехтовальщики с поднятыми вверх шпагами. Они салютуют этим оружием спортивным, воспетым в исторических романах. И совсем конкретное оружие - винтовки со штыками - в руках у полуобнаженных спортсменов. Скрытый конфликт власти и осужденных есть в снимке "Работа с оркестром" на строительстве Беломорско-Балтийского канала. И рядом - рука с милицейским жезлом на уличном знаке 1930-х годов и надписью "Держись правой стороны".
В той же статье о чудесах фотографии Родченко пишет о способности фотографии быть вездесущей и общедоступной. Она - фотоглаз путешественника. Сам Родченко путешествовал не так уж часто. Он родился в Санкт-Петербурге, учился в Казани, жил в Москве. Был в Париже в 1925 году и в Карелии в 1933, снимал в Донбассе и Крыму, два года был в эвакуации на Урале. Если он и фотографировал, то это были не туристические, а скорее деловые снимки. Интереснее его фотографии московские. Его походы по Москве с фотоаппаратом напоминали путешествия в незнакомую страну - он замечал самые простые вещи, на которые коренные жители редко обращают внимание - как пассажиры садятся в трамвай, как укладывается асфальт, как забирается в корзину воздушного шара красноармеец. Его восхищала техника: пароходы, трамваи, автомобили, аэросани, самолеты, вокзалы, воздушные шары. Но не всегда это было доступно для съемки. И как странное средство передвижения - своеобразное колесо жизни - выглядит снятое Родченко на спорт-параде гигантское колесо с привязанными спортсменками.
Фотография как искусство искушает своими чудесами, возможностями трансформации изображения и одновременно точностью, возможностью наблюдать, искушает мгновенностью и доступностью. Она искушает изображением.
Эти моменты искушений есть и у Родченко. "Дорогу женщине" - искушение молодостью. "Солнцепоклонники" - искушение здоровьем. Поющая под руководством затейников толпа в Парке культуры - искушение весельем. Демонстрация - искушение коллективизмом. Силой ритма искушают синхронные упражнения, которые проделывают спортсменки на брусчатке Красной площади.
"Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали, создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба. Нужно создать Международную фотографическую выставку, а не эти, так называемые, салоны", - писал он 31 октября 1934 года.
Александр Лаврентьев