Рерих в переводе с древнескандинавского – «богатый славой».
Художник, писатель, археолог, учёный, общественный деятель, педагог…
Из огромного и такого многообразного наследия Н.К.Рериха вызывает особый интерес его педагогическая деятельность, то есть Рерих – Учитель, в том живом и конкретном понимании, которое было свойственно ему самому: «Всегда верю, что наиболее идеальное является и наиболее практичным, - любил повторять он, дополняя при этом, - если кто-то будет указывать, что начинание слишком идеалистично, а потому стоит вне жизни, скажите ему: «Ошибся, милый, это начинание нежизненно, потому что оно недостаточно высоко».
В 1906 году, 24 марта произошло знаменательное событие в жизни художника, - назначение директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. (В прошлом - Рисовальная школа для вольноприходящих, основанная в 1839 году «с целью возможного поднятия художественного уровня среди рабочих масс»)
Рерих-педагог главное назначение художественного образования видел в том, «чтобы учащимся открыть возможно широкие горизонты и привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное».
Воспоминания художника Аркадия Рылова, приглашённого к сотрудничеству в школе, сохранили свидетельства талантливой, энергичной, реформаторской деятельности молодого директора: «С ним было приятно работать: всё делалось по-товарищески. Главное - чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением выдающихся художников».
В юбилейной «Записке», посвящённой 75-летию Школы от 13 сентября 1913 года, которую директор доложил Совету педагогов, сформулировано профессиональное кредо учебного заведения, «призванного различать в сумятице происходящего истинное подлинное творчество от эклектических явлений».
В 1916 году Николай Константинович вынужден был уехать из Петрограда в Финляндию, где он не оставлял забот о «любимом деле», о чём свидетельствует его проект создания «Свободной академии», в основе которой лежала идея государственной важности эстетического воспитания народа.
Завершается этот уникальный документ взволнованным, искренним признанием: «Я прослужил искусству 25 лет, по мере сил защищал русское народное достояние и подготовлял путь для молодых; буду счастлив, если мой опыт послужит на пользу будущим деятелям искусства».
За минувшие сто лет социальных катаклизмов, революций и войн, менялись адреса и названия Школы, но во все времена сохранялась верность традициям отечественного изобразительного искусства.
Приказом Комитета по культуре мэрии Санкт-Петербурга № 13 от 23.01 1992 года утверждено новое название Ленинградского художественного училища имени Вл.А.Серова – «Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха», которое является прямым наследником Школы Императорского общества поощрения художеств. Этому приказу предшествовали долгих пять лет переписки с вышестоящими инстанциями. В поддержку инициативы училища о его переименовании выступили академик Д.С.Лихачёв, скульптор М.К. Аникушин, директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский, директор Русского музея В.А.Гусев, председатель Правления Советского фонда Рерихов, член-корреспондент АПН СССР В.Я.Лакшин.
В обращении к мэру Санкт-Петербурга А.А.Собчаку говорилось: «Присвоение старейшему в России училищу имени Н.К.Рериха – не только признание высокой значимости его педагогической и художественной деятельности, но и действенная акция в нравственном воспитании будущих художников, в приближении их к лучшим традициям отечественной культуры».
По праву одного из старейших учебных заведений России, училище является коллективным членом Всемирного клуба петербуржцев и руководит программой «Рериховское наследие».
Выставка «Учитель и Ученик» - дань Памяти и утверждение действенной, творческой силы педагогического опыта Н.К.Рериха, который много послужил, и ещё долгие годы будет служить «на пользу будущим деятелям искусства».
Выставка художников-педагогов позволяет говорить о наиболее характерных тенденциях в работах известных петербургских живописцев – С.Д.Иванова, Б.В.Лесова, А.Н.Пономарёва, М.И.Шувалова, - о высоком уровне их творческой активности, а развитии индивидуальности в общем русле русской реалистической традиции.
Экспозиция студенческих работ, выполненных под руководством опытных художников-педагогов, демонстрирует владение техникой акварели, позволяющей развить остроту цветового восприятия, чувство формы, умение передавать материальность предметов в условиях различного освещения.
Благодаря Музею-институту семьи Рерихов в Петербурге стало возможным представить на выставке две работы Николая Константиновича Рериха – эскизы к «Половецким пляскам» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» в постановке 1944 ггода.