"Тень моя на стенах твоих…". Так писала о Шереметевском дворце в "Поэме без героя" Анна Ахматова. 5 марта 1966 года великая русская поэтесса ушла из жизни. Спустя 40 лет 5 марта 2006 года здесь, в саду музея, посвященного ей, появился памятник поэтессе. На церемонию открытия в морозный день ненаступающей весны пришли поклонники ее таланта. В толпе петербуржцев можно было узнать писателя Даниила Гранина, поэта Владимира Рецептера и режиссера Владимира Бортко. Изображение поэтессы создали архитектор Вячеслав Бухаев, скульпторы Антон Иванов и Марлен Цхададзе. Осуществлен этот проект был благодаря содружеству двух музеев Петербурга Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".
Памятников поэтам в нашей стране, и в нашем городе немало. Одни удачны, другие нет. Но редко художникам удавалось создать такое произведение, где каждая линии мраморного, бронзового или гранитного изваяния дышит в такт музыки стихов запечатленного поэта. Творцам памятника Анне Ахматовой это удалось.
Анна Ахматова, ее поэзия принадлежит прекрасному, томительному и сумеречному миру полусна Серебряного века. В загадочное и парадоксальное время раскрылся ее талант. И она сама была парадоксальна и в жизни, и в поэзии. Она не была красива, но Боже, как любили ее величавую фигуру и хищный профиль художники. У нее были дома, например квартира в Фонтанном доме - Шереметевском дворце, где сегодня установлен памятник ей. 30 лет прожила она в нем. Его стены она любила, сюда она возвращалась, о нем она тосковала, но в тоже время, в душе ее всегда жила бесприютная странница. Ее любили, и она любила, но в стихах она со сладостной горечью писала о боли неразделенной любви. Прекрасная поэтесса с трагическим даром. С самого начала он жил в ее стихах. Еще тогда, когда юной, тоненькой девочкой она возникла на небосклоне русской поэзии.
Памятником-тенью назвал на открытии Даниил Гранин ее изображение появившееся в саду Шереметевского дворца. Памятник хранит облик поэтессы поры расцвета ее необычной красоты, на который муза накинула покрывало ее трагических стихов. Их музыка звучит: в переплетенье тонких, чутких пальцев ее прекрасных рук, заключенных в изысканное обрамление складок тонкой шали. В величавых линиях шеи и гордой головы. Этот образ из ее стихов, вместо имени поэтессы проступающих на бронзе.
"…И неоплаканною тенью
Я буду здесь блуждать в ночи…".
Итак, отныне пришедших в музей Анны Ахматовой на набережной Фонтанки будет встречать ее фигура, величаво плывущая над землей. Анна Ахматова верила, Шереметевский сад посещают тени великих. Ее присутствие и раньше можно было ощутить здесь. И вот теперь ее тень обрела бронзовую материальность. Строки, проступающие на бронзе стены, хранящей следы неласковых прикосновений времени, символ, непреодолимая граница, разделившая ее мир и наш. Прочесть их можно лишь в зеркале. Это памятник не человеку - поэтессе. Возможно, ее музе, принявший облик той кому в тиши или в шуме одиночества в толпе, она нашептывала рифмы той тонкой музыки стихов, что и ныне восхищает нас.
Елизавета Крылова