Кунсткамера - первый государственный музей России. Его бело-голубое здание с башней изящных очертаний на Университетской набережной Васильевского острова хорошо знакомо всем жителям Петербурга. "Кунсткамера" - в переводе с немецкого кабинет редкостей. И это название очень верно отражает сущность принципов, по которым собирались коллекции и строились экспозиции первой, петровской Кунсткамеры. Датой основания музея принято считать 1714 год. Тогда из Москвы в Петербург были доставлены личные коллекции царя и его библиотека. Они и стали основой будущего музея.
Первоначально, после доставки их из Москвы в Петербург, все предметы разместили в Летнем дворце царя. Но места в скромном жилище государя Всероссийского для быстро пополнявшегося собрания катастрофически не хватало. И в 1718 году экспозиция переехала в "Кикины палаты", дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина. Он оказался сопричастен к делу царевича Алексея и был казнен, а его дом весьма удачно использовали для устроения музея. Несмотря на наличие нового, просторного помещения начинают строительство современного здания Кунсткамеры. Возводили его по проекту немецкого архитектора Георга Иоганна Матарнови.
В том же году Петр подписал указ, в коем велел: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", в общем, все что есть "зело старо и необыкновенно" отправлять в Петербург. Так, что Кунсткамера - музей народный, в собирании его коллекции принимала участие вся Россия.
Кунсткамеру Петр создавал "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". По обычаю века энциклопедистов в таких музеях выставляли экспонаты, открывающие, нет, не тайны, скорее, если можно так сказать, механизмы устройства всех "вещей" материального мира.
Богатство растительного царства хранили многочисленные гербарии. Рядом в специальных ящиках содержались коллекции бабочек. Были разнообразные морские раковины. Чучела птиц и животных. И тут же были выставлены препараты, приобретенные у голландского анатома Рюйша, посвящавшие в особенности устройства человеческого тела. Отдельное место в экспозиции занимали разного рода монстры и уроды. Например, барашек с восемью ногами и младенец человеческий с тремя. Эта часть экспозиции, в то время носила название натур-камеры. И рядом с этими коллекциями находилась библиотека редких книг, монеты и медали, разного рода археологические и этнографические коллекции. В то время располагавшиеся без определенной системы.
Музей в петровское время учреждение для России новое, непривычное. И, дабы заманить посетителей в непонятное, казавшееся странной царской причудой место, Петр повелел пускать в музей не взымая платы. Да к тому предлагать всем пришедшим кофе и бутерброды. Кстати, в Западной Европе подобный музей можно было посетить, лишь заплатив немалую сумму денег.
Многие экспонаты петровской Кунсткамеры можно и сейчас встретить в музее, хотя со временем часть из них рассеялись по разным экспозициям. Единство было сохранено в анатомической коллекции музея. И сейчас, в круглом зале, где в XVIII веке располагался анатомический театр, можно видеть образцы препаратов коллекции Рюйша.
Информационному партнеру Музею антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - порталу "Музеи России" 10 лет http://www.museum.ru/N25402
(с) Музеи России