НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Русский символизм. Голубая роза" в Третьяковской галерее на Крымском валу

c 2 марта по 23 апреля 2006Москва
П.Кузнецов. Голубой фонтан. 1905
Борисов-Мусатов В.Э. Парк погружается в тень. 1904. Ивановское объединение художественных музеев
П.Уткин. Ночь. Ветер. 1904. ГТГ
Матвеев Александр Терентьевич. Девочка и мальчик. Начало 1900-х. Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович. Ветви плакучей березы. Конец XIX - начало ХХ в. Ивановское объединение художественных музеев
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО", Государственная Третьяковская галерея представляют выставку к 150-летию Третьяковской галереи РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ. "ГОЛУБАЯ РОЗА". Пресс-конференция 1 марта в 14.00. Вернисаж 1 марта в 16.00. Крымский Вал, 10, залы 80-81. Выставка открыта со 2 марта по 23 апреля 2006 года.

Выставка, которая открывается в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу, первоначально была организована в рамках фестиваля "Европалия 2005" в Бельгии и с большим успехом демонстрировалась в Брюсселе с 10 октября 2005 по 5 февраля 2006 года. Она посвящена русскому символизму - одному из ярких явлений искусства рубежа XIX-ХХ веков, внесшему в общеевропейский поток символизма свои национальные черты, прежде всего глубокий лиризм и поэтическую возвышенность. Впервые зрителю представлено не творчество отдельных мастеров русского символизма, а собственно концепция "голуборозовского" метода и его эволюция.

В истории русского символизма отмечаются так называемые "две волны". "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест. В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М.Врубель), другие - к древней истории (Н.Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М.Нестеров), многие пришли к театру (А.Головин). Но все они стремились создать свой новый мир по законам высокого искусства.

В поисках единого большого стиля, основанного на синтезе всех видов творчества (в России этот общеевропейский стиль именовался "модерн"), живописцы проявляли себя как архитекторы и скульпторы, работали в качестве мастеров прикладного искусства, театральных декораторов, художников книги. Экспозиция позволяет наиболее полно выявить разные творческие индивидуальности художников и показать, сколь широки и многообразны были интересы "старших" символистов.

Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В.Борисов-Мусатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голубая Роза".

Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Лидерами стали молодые художники-саратовцы П.Кузнецов и П.Уткин, их земляком был и скульптор А.Матвеев. В объединение также входили А.Арапов, Н.Крымов, братья Н. и В.Милиоти, Н.Рябушинский, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин и др.

В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эстетической системы, характер художественного направления. Переориентация изобразительного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.

Деятельность "Голубой Розы" была довольно длительной, хотя выставка с таким названием (1907) оказалась единственной. Название с той поры перешло к художественному движению, связанному с творчеством участвовавших в знаменитой выставке мастеров.

Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Две из трех выставочных экспозиций под названием "Золотое Руно", организованных одноименным журналом - печатным органом "Голубой Розы", были совместными русско-французскими. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голуборозовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности. Способность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в реальной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к Истинной реальности, привели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. Излюбленное сочетание цветовых тонов, заключенное в формуле "золото в лазури", зазвучало теперь много звонче, ярче, радостнее, не приобретая при этом качества предметности.

Идеалистически восторженное представление о всемогуществе Искусства должно было когда-то привести художников-символистов к драматическому столкновению с Жизнью. По мере развития символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включалась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников исполненной драматизма Жизни-Балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации красного, желтого и оранжевого.

В экспозицию включено около 150 экспонатов из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева, Тверской областной картинной галереи, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Ивановского объединения художественных музеев.

В состав московской выставки не вошли экспонировавшиеся в Брюсселе 17 работ из частных собраний и "Автопортрет с сестрой" (В.Э.Борисов-Мусатов, 1898. ГРМ). В то же время экспозиция расширена 16-ю работами из собрания Третьяковской галереи и работой П.Уткина из собрания В.Н.Челомбиева.

Представлены 12 из 58 экспонатов легендарной выставки "Голубая Роза" 1907 года. Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/n25877

www.museum.ru/N25638
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.02.2019  x    ?  


Выставка «Суриков. Взятие снежного городка» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

«Реальное и нереальное» Роджера Баллена

Красота: плюс-минус

Новое прошлое Тамары Стофферс

K 135-летию со дня рождения Е.Н. Павловского. Выставка «Путешествие во имя жизни»

Выставка красноярского художника Виктора Сачивко в Музейном центре «Площадь Мира»

Осень русского Средневековья

«Если Бог за нас, то кто против нас!»: князь Дмитрий Донской – жизнь и деяния

Открытие выставки "Мы с честью исполнили свой долг"

Выставка Александры Фатеевой "Крымский пейзаж"

Концерт-викторина "О героях былых времен" в Угличском музее

Интерактивная мастерская "Герои николаевского времени" в Русском музее

А.А. Мыльников (1919-2012). 100 лет со дня рождения

В Московском Планетарии открылась выставка к 85-летию Юрия Гагарина

Выставка «Гран-тур. Русская версия». Фотография Италии второй половины XIX века

Карл Гампельн. Глухой художник

Абстракционизм в Италии. Умберто Мариани

Афишемания. Французская реклама конца XIX - начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Флора» Франческо Мельци. К завершению реставрации

Квантологосы

Плоскость. Пространство. Геометрия

Россия - Эстония: перекрестки культур

Ретроспективная выставка «Люди» к 80-летию Юрия Роста

Масштабная выставка "Илья Репин" в Новой Третьяковке

Выставка «Хлеб – всему голова» в Угличском музее

Цифровые сны в Петрозаводске

Декоративное убранство крестьянских домов села Коломенского XIX–первой половины XX века

Жерар Юфера. Один день в музее

Игорь Верещагин. Необъективная реальность

По ту сторону реальности. Эрик Йоханссон


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru