25 февраля в Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское" открылась выставка Игоря Ревенко "В сумраке столетних лип". Выставка продлится до 15 марта.
Игорь Анатольевич Ревенко - москвич. Родился он в 1980 году, окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года, в настоящее время учится в Художественном институте имени В. И. Сурикова. За последние несколько лет Игорь участвовал в ряде московских и всероссийских выставок, а также имел пять персональных выставок в Москве: "Пейзаж России" (Российско-Немецкий дом), "В сумраке столетних лип..." (концертно-выставочный зал "Гагаринский"), "Поэзия руин" (Музей Л.Н. Толстого на Пречистенке), "Поэзия русской усадьбы" (Музей мебели на Таганке), "Три поколения" (совместно с М. Верхоланцевым и В. Шиловым, зал "Гагаринский", Дом П.В. Нащокина). И.А. Ревенко - победитель выставки-конкурса "Русский Север. Культура и быт", организованного в Москве и Лондоне благотворительным фондом "Помощь отечественному искусству". На сегодняшний день его работы приобретены коллекционерами из России, Белоруссии, Англии, Японии.
Игорь Ревенко пробует себя в разных стилистических направлениях: в живописи - от "крепкого" реалистического письма и подвижной красочной россыпи импрессионизма до туманных силуэтов в символистском духе и резких колористических контрастов, заставляющих вспомнить раннего Матисса; в графике - от твердого линейного рисунка до экспрессивных "рваных" пятен гризайли. Игоря Ревенко называют "певцом русской усадьбы".
Прошлое минуло безвозвратно, но его можно попытаться приблизить, особым образом "призвать" и в конце концов явственно ощутить. Это Игорь и делает.
Искусство, обращенное к подобной теме, не может быть громким, резким, эпатажно-радикальным, ибо рассчитано на тихое углубленное созерцание. Столетие назад мастера Серебряного века уже выговорили в своих произведениях многие из тех эмоций и чувств, которые охватывают нас при виде старинных дворянских гнезд: И.Грабарь, С.Жуковский, В.Борисов-Мусатов, М.Добужинский, А. Бенуа, О.Остроумова-Лебедева... Уже у них звучала щемящая тоска по уходящему быту, оплакивание обреченной на увядание красоты. Ревенко - прямой наследник этого искусства, наследник талантливый, проникновенный, собирающий, а не расточающий.
"Поэзия руин" - так, по названию одной из персональных выставок, можно охарактеризовать большинство его картин и графических листов, посвященных данной теме: буйно цветущая сирень, которой зарос пустой остов дворца в Николо-Прозоровском; сиротливо-причудливая решетка ворот в Отраде, ведущих к развалинам; старинные каменные грифоны, а за ними - пламенеющий "вчерашними" красками осенний парк в Марфине...
Сегодня русская усадьба из явления конкретно-материального практически полностью трансформировалась в феномен предания, почти в миф, как раз и создаваемый сегодня Игорем Ревенко. Отсюда феерия сказочности, призрачности, "сновидчества" в его работах, где на фоне того, что есть сейчас, зачастую появляются призраки того, что когда-то было... что когда-то было столь живо и пленительно!
Прежняя жизнь во всей своей первозданности (не путать с музейностью, с реставрационным возрожденчеством!) никогда не вернется в усадебные дворцы. Уже достаточно долго наблюдая эти "памятники архитектуры", фотографируя их ветшающие красоты, мы испытываем все большую потребность в художественном взгляде на сей феномен, ибо никакой даже самый совершенный фотообъектив не передаст возникающую здесь гамму переживаний. Творчество Игоря Ревенко передает...