Благодаря энтузиазму галереи "Элизиум", с 1998 года работающей в области русского изобразительного искусства начала ХХ века, московские зрители впервые увидят выставку "ПАМЯТНИКИ РУССКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АВАНГАРДА.1910-1930".
Более 120 оригинальных произведений 47 художников будет выставлено в зале галереи в Центральном Доме художника - это эскизы декораций и костюмов, макеты и реконструкции из собраний Государственного театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея Государственного Академического Большого театра России, Государственного музея В.В.Маяковского, а также работы из частных собраний.
За последние несколько десятилетий интерес к русскому, а в частности к театральному авангарду вызвал целую череду тематических театральных выставок за рубежом. В России впервые мы представляем выставку, создающую театральную панораму 1910-1930 годов.
Помимо произведений театральных художников (А.Арапова, И.Рабиновича, В.Рындина, Ф.Федоровского, А.Экстер), на ней представлены театральные работы многих известных художников, таких как В.Татлин, А.Лентулов, А.Куприн, Н.Гончарова, Л.Попова, А.Веснин, А.Родченко и др.
В первой трети прошедшего века театр, благодаря своей синтетической природе вобравший в себя различные направления изобразительного искусства, литературы, музыки, стал экспериментальной площадкой для придумывания и воплощения многообразных идей и опытов.
Мы постарались проследить наиболее интересные и важные этапы и направления оформления театральных постановок.
Начиная с балаганного, ярмарочного, народного театра, увлечение которым испытали в это время Н.Гончарова, И.Школьник, В.Татлин - на выставке будут представлены, например, несколько эскизов В.Татлина к действу "Царь Максемьян и ево сын Адольфа" 1911 года.
Затем, в 1913 году впервые на русской сцене появилась беспредметная декорация - в оформленной К.Малевичем опере "Победа над солнцем". Этот спектакль, показанный лишь несколько раз, стал легендой мирового театра и в 1970е-1980е был даже реконструирован по сохранившимся эскизам Малевича (на выставке мы представим фильм-реконструкцию спектакля, сделанный в США в 1984 году).
И далее, через супрематические свето-цвето-пространственные поиски А.Кудряшова, А.Хвостенко-Хвостова ("Мистерия-буфф", 1921), через кубистический экспрессионизм, привнесенный в театрально-оформительское искусство художниками Л.Поповой (на выставке будет несколько ее эскизов к постановке "Ромео и Джульетта", 1920, не принятые Мейерхольдом, а впоследствии спектакль оформила А.Экстер), А.Петрицким ("Князь Игорь", 1926), К.Зданевичем ("Мальштрем", 1924)- к конструктивистскому направлению в театре, апологетами которого стали Г.Якулов ("Прекрасная Елена",1924 ), братья Стенберги, А.Родченко ("Мы", 1919-1921), И.Рабинович ("Карменсита и солдат", 1924), И.Нивинский ("Принцесса Турандот", 1922), К. Вялов ("Стенька Разин" 1924), В.Мюллер и др.
Помимо собственно театральных эскизов, на выставке представлены также эскизы костюмов и оформления популярных в то время массовых действ и уличных праздников, а также цирковых представлений и так называемого "живого журнала" "Синяя блуза", и, кроме того, - афиши, фотографии, театральные программки, передающие атмосферу того "громкоговорящего" времени.
Открытие выставки 17 марта в 17.00.