Государственный музей-заповедник "Павловск" предлагает посетителям ознакомиться с новыми экспозициями и выставками, которые дают возможность более широко познакомиться с историей и коллекциями Павловского дворца-музея.
В южном полуциркульном крыле дворца после проведения реставрационных работ открылось сразу несколько новых экспозиций.
Большой интерес среди работников музея, реставраторов и просто гостей музея вызывает Мемориальный кабинет легендарного директора Павловска Анны Ивановны Зеленовой. В настоящее время - это единственный пример мемориального музея в честь музейного работника. Юной девушкой пришла Анна Зеленова в 1932 году в Павловск: водила экскурсии, делала методические разработки, выставки. В 1939-40 году руководила работой по генеральной инвентаризации музейных коллекций. Когда грянула война, Зеленова включилась в работу по эвакуации музейных ценностей вглубь страны, а также укрытию скульптуры в тайниках прямо в музее или захоронению ее в парке. В августе 1941 года её - двадцативосьмилетнюю назначили директором. Кольцо Блокады теснее сжималось вокруг Ленинграда, и тогда было принято решение разместить музейные ценности в самом городе, в Исаакиевском соборе. Покидая последней любимый Павловск, в который уже входили фашисты, Зеленова пешком добралась до Исаакиевского собора, ставшего на долгие 900 дней хранилищем музейных экспонатов и местом работы ленинградских музейщиков.
После оккупации Анна Ивановна вновь увидит Павловск в феврале 1944 года: сожженный дворец стоял в руинах, великолепный парк был вырублен и изрыт траншеями. После решений комиссий, что дворец не подлежит восстановлению, Зеленова активно доказывает возможность его возрождения. Она организует работу по консервации сохранившегося декора, впервые в истории музейного дела разрабатывает научную методику реставрации памятников архитектуры. Она добивается правительственного решения о начале консервационно-реставрационных работ и первых субсидий на их проведение. Вокруг нее формируется творческий коллектив музейных сотрудников, проектировщиков, реставраторов различных специальностей. Павловск стал школой отечественной реставрации, первым пригородным дворцом, возрожденным из руин подобно волшебной птице Феникс. Однако, дворец был воссоздан талантливыми руками реставраторов, и, прежде всего, благодаря энергии, настойчивости и вере Анны Ивановны Зеленовой в почти невозможное.
В Мемориальном кабинете все так же, как было в 1960-70-х годах, когда уже существовал музей, полюбоваться которым приезжали со всего мира. На письменном столе директора - книги, записные книжки, деловые бумаги, разработки создают атмосферу присутствия А.И. Зеленовой. Личные вещи, представленные в кабинете хранят дорогие воспоминания.
С Мемориальным кабинетом тематически связана фотоэкспозиция "Из пепла и руин", посвященная 60-летию Победы и возрождению Павловского дворца. Многочисленные архивные фотографии повествуют о спасении музейной коллекций в годы войны; на снимках - зияющие руины дворцовых зал, пеньки от вырубленного массива парка, реставраторы за работой по воссозданию художественного декора. Фотоэкспозиция дополнена фрагментами подлинного убранства XVIII века, которые служили образцами для воссоздания отделки интерьеров.
Здесь же, в открытом хранении, представлена декоративная скульптура XVIII - XIX веков, ранее находившаяся в запасниках.
Основная экспозиция, открытая в 6-ти залах Южного полуциркульного корпуса дворца, посвящена владельцам Павловска - "Прекрасные лики Российского царства. Романовы и Павловск". Владельцы Павловска показаны в их историческом окружении: среди членов семьи, государственных деятелей, друзей. В Голубом зале - портреты юного цесаревича Павла Петровича, будущего владельца Павловска, портреты Екатерины II и Петра III, воспитателей цесаревича - Никиты Панина и митрополита Платона, а также его первой супруги Натальи Алексеевны. Розовый зал посвящен счастливому семейству Павла Петровича и Марии Федоровны. Затем можно видеть императора Павла I и его сподвижников. В Зеленом зале представлен период вдовствующей императрицы Марии Федоровны во время правления Александра I. В Желтом зале - портреты владельцев, которые наследовали Павловск после Марии Федоровны: её младший сын - великий князь Михаил Павлович, её внук - великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I. Последний зал экспозиции тематически связан с великим князем Константином Константиновичем. Будучи человеком военным, он стал известен как поэт под криптонимом "КР" и как превосходный актер-любитель.
Все представленные произведения живописи происходят из собрания музея-заповедника "Павловск", многие их них экспонируются впервые, после серьезных реставрационных работ.
Наряду с живописью в залах представлен и скульптурный портрет, а также, в соответствии с определенной эпохой, предметы мебели и фарфора.
Экспозиция выполнена в классических традициях, но с использованием инноваций. Выставка снабжена подробным двуязычным этикетажем, а также обширным биографическим материалом - справками по персоналиям, что усиливает ее историческое содержание.
Выставки завершают свою работу, далее они будут показаны в г. Петрозаводске.