Несмотря на трескучие морозы, музей-усадьба Виктора Борисова - Мусатова (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева), встречал гостей, приглашённых посетить выставку живописи, графики, прикладного искусства из собрания профессора кафедры социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина Тамары Петровны Фокиной.
Экспозиция занимает один из камерных залов музея и несёт характер выставки - беседы. Впрочем, настоящие беседы с Тамарой Петровной состоялись в день открытия выставки 20 января, морозным зимним вечером за чашкой чая с пирогами и домашним вареньем. Пироги, чай, варенье и беседы продолжались и 21 - 22 января, чему были приятно удивлены наши посетители.
Т.П. Фокина - не коллекционер предметов искусства в общепринятом смысле. Несмотря на то, что её собрание хранит произведения серьёзного художественного уровня, задача выставки - не демонстрация шедевров, а попытка осмысления роли художников в формировании семейных традиций и ценностей.
По наблюдению Тамары Петровны, художники живут в домах в следующих ипостасях: как члены семьи; в картинах на стенах; в альбомах с репродукциями; в книгах с описаниями жизни художников; в иллюстрациях; в компьютерах; в судьбе.
Просматривая семейные фотоальбомы, Тамара Петровна заметила: "Всегда присутствовавшие ранее, особенно на коллективных фото, ковры уступили место картинам. Картины вытеснили ковры со стен, сначала на пол, потом на дачу, потом окончательно. Картины - это равноправные жильцы дома, а не просто часть интерьера". То же происходит и в служебном интерьере: "Место портретов заняли картины, выбор которых очень многое говорит о культуре хозяина кабинета и о традициях и ценностях организации. Я (как консультант по организационному развитию) всегда обращаю на это внимание".
Лет пятьдесят назад дома украшали гобелены с оленями и мишками. Те, кому сейчас 30-40 лет вспомнят детские впечатления от непременных репродукций "Бурлаков на Волге", "Алёнушки", "Детей, бегущих от грозы", "Сборщицы винограда". В настоящее время картины становятся нашей новой традицией. Традиция дарить и получать картины в подарок пришла на смену хрусталю и художественному альбому. И пусть семейная коллекция чаще всего не системна, а состоит в основном из произведений подаренных, этому дару безмерно рад. То, как впишется подарок в семейный интерьер, зависит и от вкуса дарителя.
Наконец, в доме, где есть картины, альбомы и традиция водить детей в музеи и художественные галереи велика вероятность появления художника, причем незаурядного. Так и случилось. В семье Т.П. Фокиной это молодая художница Анна Герасимчук (урожденная Николаенко), ныне живущая в Цинциннати (США). В сентябре 2005 года музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова принимал её персональную выставку.
"Жемчужиной" своей коллекции Т.П. Фокина считает картину Бориса Давыдова "Шиповник зацвёл", много лет назад выбранной лично в мастерской художника. Ещё одна работа Б. Давыдова "Горный пейзаж", была преподнесена коллегами Тамары Петровны по случаю юбилея.
Уже антикварный статус имеет небольшой волжский пейзаж саратовского художника Вячеслава Петровича Палимпсестова, творившего в середине XX столетия. Стоит отметить, что к началу экспонирования картин Т.П. Фокиной была известна только фамилия художника - Палимпсестов. Имя и отчество подсказали собравшиеся на выставке знатоки истории Саратовской живописи.
При создании экспозиции сотрудники музея сознательно старались избежать традиций музейных - симметричной повески, чаще всего недопустимого соседства графики и живописи, и уж тем более фотографии. Таким образом, одна из стен носит характер "домашний": в центре графический портрет самой Тамары Петровны, выполненный Борисом Глубоковым, рядом детский рисунок - подарок бабушке от любимой внучки Ани Николаенко. По соседству - пасхальные яйца, выполненные внучкой на занятиях художественной студии "Кузнечик" Дома-музея Павла Кузнецова - филиала Радищевского музея. Рядом любимые многими саратовцами вещицы Милы Горожаниной, выполненные в технике лоскутного шитья. Они же - на фотографиях интерьеров заокеанских домов наших соотечественников.
Картины разных и по характеру, и по манере письма художников Владимира Мошникова, Алексея Карнаухова, Анны Герасимчук тем не менее, в тесной экспозиции не "спорят" между собой, видимо давно притёрлись друг к другу в домашней обстановке.
И, наконец, воистину семейная реликвия - красивая кружевная скатерть ручной работы, выполненная в 1948 году мамой Т.П. Фокиной Серафимой Васильевной Фокиной
…Здесь невольно вспоминается Андерсен с его вечными историями о копилках, штопальных иглах и оловянных солдатиках.
Вместе с Тамарой Петровной Фокиной слушала, беседовала и размышляла о семейных традициях Элеонора Белонович