В Старом Китае (до 1911 г.), начиная с XII века существовал обычай в канун Нового года украшать жилища красочными картинками, которые в конце XIX века получили название "няньхуа" - новогодняя картинка.
Истоки искусства новогодней картинки восходят к религиозным листкам, в которых изображения божества сопровождались текстом молитвы. Они выполнялись в технике ксилографии (т.е. текст и изображение сначала вырезали на доске, а затем печатали на бумаге), что позволяло изготавливать их большими тиражами. Китайские мастера в совершенстве владели техникой резьбы по дереву и создавали сложные по исполнению произведения.
Северный - Янлюцин и Южный - Таохуау центры производства печатных картинок для украшения жилища в Новый год появились в Китае в начале XVII века. Уже тогда применялась техника ксилографии для печатания контуров изображений с последующей раскраской от руки отдельных элементов, а также цветная печать для деталей одежды и орнаментов.
Во второй половине XIX и начале XX столетия новогодняя картинка - няньхуа - это уже массовое искусство, играющее важную роль в жизни Старого Китая.
В няньхуа в своеобразном преломлении, присущем этому виду искусства, отразился весь комплекс духовной культуры Старого Китая. Сюжеты китайской народной картинки очень сложны для понимания не только европейцами, но и современными китайскими зрителями. Несмотря на законченность формы, сложность и вместе с тем четкость композиции, удивительную гармонию ярких красок, народная картинка считалась "грубой" живописью. Образованные китайцы, усвоившие достижения древней утонченной культуры, этот вид народного творчества не воспринимали как серьезное искусство, достойное внимания.
В Россию это исключительное по своему значению явление китайской культуры проникло в начале ХХ века. Около 3000 листов собрал академик В.М. Алексеев для Государственного Эрмитажа.
У нас, в Сибири самое интересное и многочисленное собрание восточного искусства принадлежит Иркутскому областному художественному музею имени В.П. Сукачева. Редкие народные картинки из этого собрания будут экспонироваться в Новосибирском государственном художественном музее с 27 января 2006 года.