Эти слова прекрасно характеризуют особенность дарования художника Виктора Михайловича Орешникова, чья персональная выставка открылась в здании бывшей Императорской Академии художеств, а ныне института имени И. Е. Репина. Выдающийся художник ХХ века был всю свою творческую жизнь связан с этим институтом. Он учился здесь и его наставником был такой мастер, как Кузьма Петров-Водкин. Орешников не следовал стилю своего учителя напрямую, но, вероятно, именно от него он получил любовь к классическому искусству, его простоте и чистоте линий. Пятьдесят лет художник преподавал здесь. В 1953 году Орешников возглавил институт и двадцать пять лет руководил им. И здесь он воспитал целую плеяду мастеров русского искусства.
Великолепный портретист, Орешников много работал в этом жанре. Несколько сдержанные, несущие на себе печать официальной репрезентации, мужские портреты - рассказ о судьбе, духовном поиске человека. Модель написана так, чтобы у зрителей не осталось сомнений - перед ними выдающаяся личность. В ином ключе решены женские образы. Перед нами олицетворения женственности. В них есть изящество и грация, которые не часто можно встретить в портретах, особенно советских, ХХ века. Жемчужными переливами сверкает портрет примы Кировского театра Анны Шелест. Прекрасно одухотворенное лицо художницы Савельевой. Девушка изображена в мастерской. На ней "рабочая" одежда, но в ее облике есть величавость, не зависящая от одежды. И конечно муза, и любимая модель художника - его жена. В каждой Орешников находил черты идеала гармоничной и, потому вечной, неподвластной изменениям моды, красоты. Любовь и стремление, к которой прививала Академия художеств. Детских портретов на выставке немного. Но, судя по ним Орешников, очень тонко чувствовал особенный светлый мир детства. Он живет в каждом, рожденном кистью и талантом художника, изображении ребенка.
Желанной гармонией мироустройства дышат пейзажи мастера. Их главные герои свет, воздух и небо. Здесь царствуют тишина и покой. Виктор Орешников был художником, не искавшим драматических эффектов. Его Ленинград похож на светлую, утреннюю грезу. Здесь нет места мрачным легендам, тоске и безысходности Петербурга Достоевского. Зеленые луга, зимний лес, пышные стога, разнообразие деревьев, синее южное море: он писал разную природу, в разное время года. И каждый раз он влюблялся в изображаемый им объект.
Жанровые и исторические картины на данной выставке не столь заметны, как портрет и пейзаж. В основном здесь представлены эскизы к ним. Главенствующее положение на экспозиции, среди произведений этих жанров, занимает полотно 1947 года "В. И. Ленин на экзамене в Петербургском Университете". Оно дает зрителям, которые придут на выставку, редкую возможность проследить развитие художественного произведения от идеи, первого эскиза к законченному полотну. Увидеть процесс формирования, через многочисленные метаморфозы, окончательного замысла.
Выставка оставляет очень приятное, светлое ощущение. Мир созданный кистью Орешникова разнообразен и отличается ясностью и кристальной чистотой горного источника. Художник умел видеть красоту сущего мира, талант редкий, особенно в наше время. Общение с его произведениями доставит удовольствие всем, кто не равнодушен к прекрасному.
Дополнительную информацию о выставке можно узнать здесь: http://www.museum.ru/N24948
Елизавета Крылова