Горящие свечи, слова и ноты рождественских песнопений и колядок, а так же кутью и взвар получит 7 января каждый пришедший в Российский этнографический музей на открытие "Четвертого Санкт-Петербургского собрания вертепных театров".
7 января в 16.00 в Российском этнографическом музее открылось "Четвертое Санкт-Петербургское собрание вертепных театров". В течение трех дней в залах музея 12 театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Владимирской Области разыгрывались традиционные для Рождества вертепные представления.
В перерывах между спектаклями все три дня "заигрывали" и шутили "ряженные", а все желающие могли изготовить Рождественского ангелочка своими руками.
"Вертеп" - это ящик, разделенный на два этажа, в котором размещался кукольный театр. Это театр имел крышу, на которой размещалась колокольня. На ней за стеклом ставили горящую свечу, которая придавала действию волшебный, таинственный характер. Открытая сторона ящика, в котором разыгрывались представления, была обращена к публике.
Первые вертепные театры появились в Западной Европе в эпоху средневековья, когда в канун Рождества в церквях стали устанавливать ясли, - вертеп - с фигурками Богоматери, Младенца, пастухов, осла и быка. Постепенно обычай этот перерос в театральное действо, которое с помощью кукол рассказывало известные евангельские легенды о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Рождественское представление было хорошо распространено в католических странах, в частности в Польше, откуда перешло на Украину, в Белоруссию, а затем и в Великороссию. Когда рождественский обычай вышел за пределы католического храма, он приобрел название вертеп, что на старославянском и древнерусском языках означает "пещера".
В России первые вертепные театры появились в середине XVII века и постепенно вертепное представление стало одним из самых любимых святочных развлечений русского народа, а в городах сложились целые династии вертепщиков.
Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, а на нижнем - житейские. В набор кукол для нижнего этажа входили фигурки мужиков, баб, черта, цыгана, жандарма, причем, простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма.
Завершилось "Четвертое Санкт-Петербургское собрание вертепных театров" 9 января праздничным костром во дворе Российского Этнографического Музея.
В фестивале примяли участие этнокультурный клуб "Параскева", "Домосторой", Санкт-Петербургский хор "Россика", фольклолрные ансамбли "Лиственный венок", "Емшан", фольклорная студия "Жаворонок", Детский театр кукол "Волшебный фонарь", театр "Картонный Дом",Фольклорный театр "Цвети наш край", Фольклорно-Этнографическая студия "Панъ-Театр", коллективы из Владимира, Суздаля, Соснового Бора, Тихвина, Царского Села.