НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Замысловатые изобразительные шарады" В.Орлова в Радищевском музее

c 28 декабря 2005 по 28 января 2006Саратовская область
Работа Вадима Орлова
28 декабря в 17-00 в Радищевском музее открывалась выставка Вадима Орлова (г. Саратов). В экспозиции представлены живописные и графические работы из частных собраний.

Творчество талантливого графика и живописца Вадима Орлова хорошо известно зрителям. Обостренная индивидуальность его образного языка сразу выделила его из среды одаренных художников, которых всегда было немало в Саратове. Долгое время он принадлежал к породе так называемых "лидирующих аутсайдеров": находясь вроде бы на обочине жизни местного творческого союза, он нередко оказывался в центре здешнего художественного процесса и в фокусе внимания критики. А когда окончательно рухнул идеологический карантин, этот мастер достойно выдержал испытание превратностями арт-рынка. Во всяком случае, государственный патронаж оказался ему не очень-то и нужным, ибо искусство его получило спрос у галеристов и коллекционеров.

Уже в ранних его рисунках с калейдоскопичностью их композиционного решения и скальпельной проработкой мельчайших деталей, рождающих повышенное пластическое напряжение, коэффициент субъективного преломления натурных впечатлений был достаточно высок. Вспоминалось замечание блестящего рисовальщика начала 20 - го столетия: "Реально не до иллюзии, реально до жути". А живопись свою, оставаясь за бортом официального искусства, Вадим Орлов показывал в ту пору редко.

В 1990-е годы его словно "прорвало", как из рога изобилия", появлялась картина за картиной. Стремительно шло и формирование его новой поэтики и стилистики. Напряженная ассоциативность ранних работ здесь только усилилась. Острая графическая выразительность новой живописи тоже восходит к исканиям его ранней поры: ведь к живописи "мазистой", акварельно-фактурной он не стремился никогда. Но как заметно усилилась в новых картинах роль напряженного, эмоционально заряженного цвета. Звучность его стремительно нарастала. Активность пластически отчеканенной формы подкреплялась образной активностью цвета. Мастер настойчиво вырабатывал свой живописно-пластический ход, свою художественную систему.

Вадим Орлов - это художник своеобразного пародийного гротеска, озорной живописной клоунады. Избирая самый экзотический сюжет, охотно прибегая к заметному утрированию изображенных фигур, внешне вполне реальных, но при этом абсолютно выдуманных, он усиливает тем эксцентричность всего этого иронического маскарада, рожденного прихотливой логикой его разыгравшегося воображения. В чем-то он близок к сюрреалистической образности, в чем-то к игровым композициям наших метафористов 1970-1980-х годов, творцам замысловатых изобразительных шарад, с их акцентированной зрелищностью и откровенной карнавализацией жизни, где - то использует эстетику современного неопримитивизма. Но при этом Орлов всегда остается самим собою, ибо всякий раз он стремится, прежде всего, создать неповторимый образ, а не обыгрывать чей-то стиль.

Зигмунд Фрейд не без скрытой иронии заметил: "У классиков я ищу подсознания, а у сюрреалистов сознания". Действительно, в деланной иррациональности того же Дали сознание слишком довлеет над тщательно организуемым подсознательным. В его нарочито причудливых композициях больше сделанности, нежели рожденности. У Вадима Орлова, конечно же, нет подобной детальной обдуманности изобразительного спектакля. Он куда простодушнее, и нафантазированные им мотивы не знают таких причудливых метаморфоз.

Это тоже своеобразные картины-притчи, картины - иносказания. Но они более интуитивны, они оставляют больше возможностей произвольного "довоплощения" их самим зрителем. Хотя не так-то просто найти ключ к логической дешифровке их символики даже и с помощью "объясняющих" названий. Нас в большей мере увлекает рафинированная стильность его живописного языка, нежели реальный смысл этих метафорически - ассоциативных полотен.

Это как раз тот случай, "где отступает содержание роли, а важно только качество игры ..." А уж за качество ее можно поручиться, зная особенности дарования художника и его всегдашнюю взыскательность к своему труду. (Ефим Исаакович Водонос, заведующий отделом русского искусства, Заслуженный деятель искусств)

www.museum.ru/N24916
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 05.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru