НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Авангардный фарфор в Эрмитаже

c 23 декабря 2005 по 19 марта 2006Санкт-Петербург
Рудольф Вильде, художник. Кувшин-мензурка, после 1920 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: зеленым. Музей ЛФЗ
Сергей Чехонин, скульптор, художник. Декоративная тарелка с эмблемой. 1919 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: синим.
Вениамин Белкин, художник. Выполнена Марией Кирилловой. Декоративная тарелка ''Сеятель''. 1920 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: синим. Музей ЛФЗ
Казимир Малевич, скульптор, художник. Тарелка с супрематическим декором, 1923 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: черным. Музей ЛФЗ
23 декабря 2005 года в Государственном Эрмитаже в цикле "Поднесение к Рождеству" открывается выставка "Вокруг квадрата", подготовленная Отделом "Музей фарфора" Государственного Эрмитажа при участии ОАО "Императорский фарфоровый завод". Экспозиция, насчитывающая около 250 изделий из фарфора и 15 эскизов, датируемых от 1918 до середины 1930-х годов, представляет уникальную коллекцию русского авангарда в его особом, не имеющим аналогов в мировом искусстве, фарфоровом облике.

"Мы представляем публике самую редкую часть коллекции - супрематический фарфор", - говорит директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Наряду с супрематистами представлены и другие грани русского авангарда: работы Кандинского, Петрова-Водкина, Чехонина и других творческих лидеров революционной эпохи.

Этот проект - не только стремление представить искусство тех времен, но и демонстрация неиссякаемого творческого потенциала и профессионального мастерства современных художников.

Экспонируемые на выставке изделия отражают одну из самых ярких и загадочных страниц истории не только русского фарфора, но и мирового декоративно-прикладного искусства.

Выставка "Вокруг квадрата" посвящена необыкновенному периоду в истории искусства и дизайна ХХ века, представляя изделия из фарфора, создававшиеся после революции 1917 года на всемирно известном Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде.

Уникальная экспозиция знакомит с достижениями группы радикальных художников-авангардистов (футуристов, кубистов, и особенно - с абстрактным искусством художников-супрематистов из группы Казимира Малевича) в широком контексте русского агитационного фарфора.

Большинство экспонатов представлено из Музея фарфорового завода - нового отдела Государственного Эрмитажа, сформированного из исторической коллекции бывшего Ломоносовского фарфорового завода.

В изделиях из фарфора, несмотря на хрупкость этого материала и общепринятое представление о таких вещах, как о предметах роскоши, удалось исторически достоверно выразить настроение революционной эпохи, ярко и образно отобразить новаторские течения в искусстве тех лет.

Раздел "Супрематизм" содержит наибольшее количество экспонатов и является центральным. Впервые теория супрематизма с его лаконичной новой эстетикой нашла практический выход на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Пластичность фарфора позволяла создавать и принципиально новые формы - "архитектоны" - пространственные супрематические композиции. В 1923 году на ГФЗ была выпущена партия супрематического фарфора Казимира Малевича и его учеников Николая Суетина и Ильи Чашника. Применение концептуальных идей супрематизма - искусства, сосредоточенного на абстрактных геометрических формах (квадрат, круг, крест), к художественному оформлению фарфора, явилось на редкость удачным сочетанием. На экспозиции также представлен чайник Казимира Малевича, напоминающий сложную геометрическую систему, и получашки, отразившие принцип "утилитарного совершенства вещи".

Императорский завод был реорганизован вскоре после Октябрьской революции 1917 года. В марте 1918 года завод был передан в ведомство Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения), для производства фарфора "революционного по содержанию, совершенного по форме и безупречного по техническому исполнению". В 1918 году начальником художественного отдела завода был назначен художник, иллюстратор и оформитель Сергей Чехонин. Именно ему и был обязан своим появлением агитационный фарфор. Чехонин привлек к работе художников самых различных творческих направлений, ведущих представителей русского авангарда, таких как Натан Альтман, Иван Пуни, Владимир Лебедев, Александр Самохвалов и Кузьма Петров-Водкин, а также Михаил Адамович и Николай Лапшин. В конце 1922 года Сергея Чехонина на посту художественного директора сменил Николай Пунин - именно он и пригласил к сотрудничеству супрематистов Суетина и Чашника.

Находясь на службе у государства, эти художники и дизайнеры стали применять наглядный международный язык футуризма и кубизма для художественного оформления не расписанного фарфора, оставшегося в кладовых Императорского завода. Роспись, выражавшая явно пропагандистский характер, в ярких красках и смелых модернистских формах воспевала Советскую власть.

На экспозиции представлены также проектные рисунки для фарфора, которые, с одной стороны, позволяют сравнить авторский замысел и его воплощение в материале (работы М.М. Адамовича, Р.Ф. Фильде); с другой, дают представление о фарфоре, отсутствующем на выставке (эскизы В.В. Кандинского). Среди экспонируемых изделий большой интерес вызывают произведения современных художников фарфорового завода (ОАО "Императорский фарфоровый завод"), где существует большой интерес к наследию супрематистов и развиваются традиции суетинской школы: принципы формообразования, внимание к драгоценной белизне фарфора, выверенность в соотношении декора и формы.

Автор концепции традиционной Рождественской выставки - Т.В. Кудрявцева, возглавлявшая Отдел "Музей фарфоровый завод", Государственный Эрмитаж. Куратор выставки - Т.В. Кумзерова, хранитель коллекции 1920-1930-х годов, Отдел "Музей фарфоровый завод", Государственный Эрмитаж.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, выпущенный издательством Государственного Эрмитажа. Авторы статей - Т.В. Кудрявцева и Т.В.Кумзерова. Каталог предваряют вступительные статьи М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Г.В. Цветковой, Председателя Наблюдательного совета ОАО "Императорский фарфоровый завод".

Выставка "Вокруг квадрата" была показана в Выставочном центре Эрмитажа в Сомерсет Хаусе, Лондон, с ноября 2004 года по июль 2005 года, вызвав огромный интерес у посетителей.

www.museum.ru/N24874
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 12.12.2019  x    ?  


Русский музей отметит в 2020 году 125 лет со дня создания

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Пушкинский музей совместно со Школой Родченко начинает серию мастер-классов по фотографии

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Выставка "Дом снов" в музее "Русский Левша"

"Русские" квартеты Гайдна прозвучат в Царицыне

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

50 добрых дел к 50-летию Иркутского музея декабристов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Сальвадор Дали. Магическое искусство. Выставка в Центральном выставочном зале "Манеж", Москва

Выставка "Дым и шоколад"

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной

По следам биеннале: Малые города Урала приглашают принять участие в "Лаборатории индустриальности"

Выставка "Ах, карнавал!" в Музее ивановского ситца

Детская новогодняя выставка «Взрослой быть я не хочу»

Сэрэнжаб и Индира Балдано – продолжение традиций

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства

Семинар "Современный архитектор и наследие" в Школе наследия

Выставка «Внутренняя Таруса» в Доме-музее Марины Цветаевой

Проект "Атлас ВМаяковский" в Музее-мастерской Анны Голубкиной

Выставочный проект "Лабиринты анимации" в 5-й башне Измайловского Кремля

Арт-мастерская для детей в музее "Квартира Г.М. Кржижановского"

Выставка «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» в Ростове-на-Дону

Брунов. Путешествие в Византию

Выставка скульптуры "Когда дерево станет камнем" в Мастерской Аникушина

Таня Ахметгалиева «В моем доме две двери»

"Руссо-Балт". Первый. Легендарный


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru