НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Авангардный фарфор в Эрмитаже

c 23 декабря 2005 по 19 марта 2006Санкт-Петербург
Рудольф Вильде, художник. Кувшин-мензурка, после 1920 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: зеленым. Музей ЛФЗ
Сергей Чехонин, скульптор, художник. Декоративная тарелка с эмблемой. 1919 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: синим.
Вениамин Белкин, художник. Выполнена Марией Кирилловой. Декоративная тарелка ''Сеятель''. 1920 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: синим. Музей ЛФЗ
Казимир Малевич, скульптор, художник. Тарелка с супрематическим декором, 1923 г. Фарфор, роспись надглазурная. Марка: черным. Музей ЛФЗ
23 декабря 2005 года в Государственном Эрмитаже в цикле "Поднесение к Рождеству" открывается выставка "Вокруг квадрата", подготовленная Отделом "Музей фарфора" Государственного Эрмитажа при участии ОАО "Императорский фарфоровый завод". Экспозиция, насчитывающая около 250 изделий из фарфора и 15 эскизов, датируемых от 1918 до середины 1930-х годов, представляет уникальную коллекцию русского авангарда в его особом, не имеющим аналогов в мировом искусстве, фарфоровом облике.

"Мы представляем публике самую редкую часть коллекции - супрематический фарфор", - говорит директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Наряду с супрематистами представлены и другие грани русского авангарда: работы Кандинского, Петрова-Водкина, Чехонина и других творческих лидеров революционной эпохи.

Этот проект - не только стремление представить искусство тех времен, но и демонстрация неиссякаемого творческого потенциала и профессионального мастерства современных художников.

Экспонируемые на выставке изделия отражают одну из самых ярких и загадочных страниц истории не только русского фарфора, но и мирового декоративно-прикладного искусства.

Выставка "Вокруг квадрата" посвящена необыкновенному периоду в истории искусства и дизайна ХХ века, представляя изделия из фарфора, создававшиеся после революции 1917 года на всемирно известном Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде.

Уникальная экспозиция знакомит с достижениями группы радикальных художников-авангардистов (футуристов, кубистов, и особенно - с абстрактным искусством художников-супрематистов из группы Казимира Малевича) в широком контексте русского агитационного фарфора.

Большинство экспонатов представлено из Музея фарфорового завода - нового отдела Государственного Эрмитажа, сформированного из исторической коллекции бывшего Ломоносовского фарфорового завода.

В изделиях из фарфора, несмотря на хрупкость этого материала и общепринятое представление о таких вещах, как о предметах роскоши, удалось исторически достоверно выразить настроение революционной эпохи, ярко и образно отобразить новаторские течения в искусстве тех лет.

Раздел "Супрематизм" содержит наибольшее количество экспонатов и является центральным. Впервые теория супрематизма с его лаконичной новой эстетикой нашла практический выход на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Пластичность фарфора позволяла создавать и принципиально новые формы - "архитектоны" - пространственные супрематические композиции. В 1923 году на ГФЗ была выпущена партия супрематического фарфора Казимира Малевича и его учеников Николая Суетина и Ильи Чашника. Применение концептуальных идей супрематизма - искусства, сосредоточенного на абстрактных геометрических формах (квадрат, круг, крест), к художественному оформлению фарфора, явилось на редкость удачным сочетанием. На экспозиции также представлен чайник Казимира Малевича, напоминающий сложную геометрическую систему, и получашки, отразившие принцип "утилитарного совершенства вещи".

Императорский завод был реорганизован вскоре после Октябрьской революции 1917 года. В марте 1918 года завод был передан в ведомство Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения), для производства фарфора "революционного по содержанию, совершенного по форме и безупречного по техническому исполнению". В 1918 году начальником художественного отдела завода был назначен художник, иллюстратор и оформитель Сергей Чехонин. Именно ему и был обязан своим появлением агитационный фарфор. Чехонин привлек к работе художников самых различных творческих направлений, ведущих представителей русского авангарда, таких как Натан Альтман, Иван Пуни, Владимир Лебедев, Александр Самохвалов и Кузьма Петров-Водкин, а также Михаил Адамович и Николай Лапшин. В конце 1922 года Сергея Чехонина на посту художественного директора сменил Николай Пунин - именно он и пригласил к сотрудничеству супрематистов Суетина и Чашника.

Находясь на службе у государства, эти художники и дизайнеры стали применять наглядный международный язык футуризма и кубизма для художественного оформления не расписанного фарфора, оставшегося в кладовых Императорского завода. Роспись, выражавшая явно пропагандистский характер, в ярких красках и смелых модернистских формах воспевала Советскую власть.

На экспозиции представлены также проектные рисунки для фарфора, которые, с одной стороны, позволяют сравнить авторский замысел и его воплощение в материале (работы М.М. Адамовича, Р.Ф. Фильде); с другой, дают представление о фарфоре, отсутствующем на выставке (эскизы В.В. Кандинского). Среди экспонируемых изделий большой интерес вызывают произведения современных художников фарфорового завода (ОАО "Императорский фарфоровый завод"), где существует большой интерес к наследию супрематистов и развиваются традиции суетинской школы: принципы формообразования, внимание к драгоценной белизне фарфора, выверенность в соотношении декора и формы.

Автор концепции традиционной Рождественской выставки - Т.В. Кудрявцева, возглавлявшая Отдел "Музей фарфоровый завод", Государственный Эрмитаж. Куратор выставки - Т.В. Кумзерова, хранитель коллекции 1920-1930-х годов, Отдел "Музей фарфоровый завод", Государственный Эрмитаж.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, выпущенный издательством Государственного Эрмитажа. Авторы статей - Т.В. Кудрявцева и Т.В.Кумзерова. Каталог предваряют вступительные статьи М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Г.В. Цветковой, Председателя Наблюдательного совета ОАО "Императорский фарфоровый завод".

Выставка "Вокруг квадрата" была показана в Выставочном центре Эрмитажа в Сомерсет Хаусе, Лондон, с ноября 2004 года по июль 2005 года, вызвав огромный интерес у посетителей.

www.museum.ru/N24874
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru