НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Шедевры Севрского фарфора XVIII века из собрания Эрмитажа

c 8 декабря 2005 по 26 февраля 2006Санкт-Петербург
Компотьер в виде раковины из ''Зеленого сервиза''. Диаметр 22 см
Передача бутылочная из ''Сервиза с камеями''. 1777 год. Высота 16,5 см; диаметр 16,5 см
Подставка с тремя чашечками для конфитюра с крышками из ''Сервиза с камеями''. 1777 год. Высота 8,5 см; диаметр 19 см
Компотьер круглый из ''Зеленого сервиза''. Диаметр 21,5 см
Ваза с корпусом в форме луковицы. Твердый фарфор. 1790-1793 годы. Высота 22,8 см
8 декабря 2005 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Шедевры Севрского фарфора XVIII века из собрания Эрмитажа", на которой во всем многообразии представлено развитие формотворческих и декоративных традиций французской королевской мануфактуры второй половины XVIII столетия.

В 1745 году во Франции, в Венсенне, была основана фарфоровая мануфактура. Она находилась в ведении синдиката во главе с Орри де Фюльви. Фюльви сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля Людовика XV, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна. С этого времени мануфактура называлась "Королевская мануфактура французского фарфора". В 1756 году мануфактуру переводят из Венсенна в Севр. В 1759 году король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем. Покровительницами Севрской мануфактуры являлись фаворитки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур, имя которой получил один из классических цветов севрского фарфора - "розовый Помпадур". К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы. Севрские мастера великолепно работали как с глазурованным фарфором, так и с бисквитом, мягким фарфором, полуматовая и тонкозернистая поверхность которого вызывала в памяти античные статуи. Будучи истинными произведениями искусства статуэтки из бисквита стали визитной карточкой севрского фарфора. Цветочный декор был излюбленным мотивом украшения произведений Севрской мануфактуры.

Государственный Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний французского фарфора XVIII - XIX веков. Совершенно особое место занимает в нем севрский фарфор XVIII столетия - периода наивысшего расцвета прославленной мануфактуры.

Самые ранние по происхождению в собрании вещи относятся к царскому имуществу. Начало было положено дипломатическим даром французского короля Людовика XV русской царице Елизавете. В январе 1757 года маркиз Л'Опиталь, отправлявшийся в Россию в качестве посла Франции, получил "pour la Russie" ("для России") многочисленные изделия Севрской фарфоровой мануфактуры.

Следующим по времени поступления в сервизные кладовые Зимнего дворца был сервиз Севрской мануфактуры, заказанный Екатериной II в 1777 году для подарка князю Г.А. Потемкину. "Сервиз с камеями" прибыл в Петербург в 1779 году и находился в собственности Потемкина в Таврическом дворце до конца июля 1782 года, когда был передан в Зимний дворец.

Как следствие визита великокняжеской четы Павла Петровича и Марии Федоровны во Францию в 1782 году сохранилась ваза Башелье с филигранной росписью эмалями и подписью исполнителя орнамента. Необычайно богатый эмалевый декор возводят вазу в ранг уникальных произведений Севра.

"Зеленый сервиз", хранящийся в Эрмитаже, получил свое название по цвету фоновой краски. С середины XVIII века цветные фоны на мягком фарфоре стали славой Севрской мануфактуры. Формы и декор сервиза воплощают стиль Людовика XV: плавные очертания форм, прихотливый рисунок золоченого обрамления, завитки ажурного орнамента и цветочные ветви.

В декоре фарфора Венсенна в 1750-ые годы явно ощущаются китайские и японские заимствования: посыпанный золотом темно-синий фон, золотые или полихромные фантастические птицы.

Технический прогресс позволил мануфактуре осуществить в последние десятилетия XVIII века новые эффекты на имитирующем китайский лак черном фоне твердого фарфора. Новшеством было использование для росписи одновременно с золотом платины, которая имела большие преимущества перед серебром, тускневшим и черневшим со временем.

Начиная с 1749 года на мануфактуре зарождается новая, до того неизвестная в Европе, техника производства фарфоровых фигур из бисквита, т. е. белого матового фарфора, не покрытого глазурью и не расписанного красками.

Фигуры детей стали вскоре одним из излюбленных мотивов севрской пластики, создали ей славу и вызвали много подражаний. Это уже не дети, изображающие какие-либо отвлеченные аллегории - времена года, стихии, искусства или науки. Это земные существа: маленькие крестьяне, ремесленники, садовники, музыканты.

К 1757 году относится первая серия так называемых "Детей Фальконе". Это все те же мальчики - торговцы, садовники, земледельцы. В Эрмитаже хранится скульптурная группа "Дети у турникета" или "Лотерея", характерная для этого типа произведений.

В бисквите Фальконе повторял свои произведения, фарфор становится для него средством популяризации произведений, как гравюра для художника. В 1758 году появляется модель, повторяющая статую "Грозящий Амур". Гипсовая модель этой статуи экспонировалась в Салоне 1755 года, а в 1757 году Фальконе повторил ее в мраморе по заказу маркизы Помпадур. В Эрмитаже, наряду с мраморным экземпляром этого, пожалуй, самого популярного произведения Фальконе, имеется несколько образцов из бисквита.

На экспозиции также представлены экспонаты, происходящие из богатейших частных коллекций князей Голицына, Юсупова, Долгорукова, графа Шереметьева.

К выставке подготовлен и выпущен научный каталог коллекции Севрского фарфора XVIII века (Издательство ГЭ, 2005) объемом 480 страниц, содержащий 1700 иллюстраций. Авторы каталога и вступительных статей - Н.Ю. Бирюкова и Н.И. Казакевич. В общей подготовке каталога принимали участие Я.Э. Виленский и М.З. Лерман, научные сотрудники Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

Кураторы выставки - Я.Э. Виленский, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства и Н.Ю. Бирюкова, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N24719
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.08.2019  x    ?  


День рождения Льва Толстого. Программа событий

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

«Дело Таганцева» и его эпилог

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Музыкальный пикник на форте Поспелова

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Выставка Валентины Филипповой «Берега Оредежа» в Музее Ф.М. Достоевского

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности

День памяти Марины Цветаевой

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия»

Выставка музея Шолохова на Белгородчине

Яблочный Спас в Суздале

Выставка «Художник-маринист Леонид Блинов» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие залов постоянной экспозиции Новой Третьяковки

Ночь кино в Музее В.А. Тропинина

Выставка «Дом и дым», посвящённая 100-летию памяти Леонида Андреева

Усадебный праздник «Дары лета» в музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка «Бабушкина брошка рассказывает…» в Калининградском историко-художественном музее

"Ночь кино-2019" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения

Лаборатория «Сделано в музее» определила своих будущих лаборантов

Выставка «Русский военный костюм» в Орловском краеведческом музее

Даня Акулин. Пенумбра

Персональная выставка Андрея Шенгелия «Дом моряка» в Центре книги и графики


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru