НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Алексей Кондратьевич Саврасов" в Третьяковской галерее

c 7 по 29 декабря 2005Москва
Лосиный остров в Сокольниках. 1869
Проселок. 1873
К концу лета на Волге. 1873
Летний пейзаж с мельницами. 1859
Рожь. 1881
Государственная Третьяковская галерея представляет выставку к 150-летию Третьяковской галереи "Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897". К 175-летию со дня рождения. Пресс-конференция состоится 6 декабря в 14.00. Вернисаж 6 декабря в 16.00. Выставка открыта с 7 декабря 2005 года по 12 марта 2006 года.

Юбилейная выставка Алексея Саврасова (1830-1897) - наиболее масштабная экспозиция работ художника в России за последние десятилетия. Она приурочена к 175-летию со дня рождения одного из самых тонких российских живописцев, создателя отечественной школы лирического пейзажа, человека яркой творческой и во многом трагичной судьбы. Впервые его работы были широко представлены на монографической выставке в залах Третьяковской галереи в 1947 году. Именно тогда был развенчан миф о Саврасове как о "художнике одной картины". С тех пор продолжает изучаться обширное творчество мастера. Так за последние 10-15 лет было сделано много открытий и уточнений в его художественном наследии. Результат этой работы будет представлен на нынешней выставке.

В экспозицию включено свыше 100 полотен Саврасова. Основная часть произведений - из собрания Третьяковской галереи. П.М.Третьяков лично приобретал картины живописца, осознавая выдающееся значение художественных открытий Саврасова в истории отечественного искусства. С течением лет в Галерее сформировалась большая коллекция работ художника. Но в советские времена, исходя из директивных принципов комплектации художественных музеев СССР, многие первоклассные работы Саврасова были изъяты из собрания Третьяковской галереи и переданы в собственность музеев российских городов и союзных республик. Теперь, когда республики приобрели статус независимых государств, возникли трудности с экспонированием в России работ из коллекций Риги, Баку, Алма-Аты и других. Тем не менее, на выставку удалось привезти лучшие картины художника (в том числе и некогда бывшие в собственности Третьяковской галереи) из 21 российского музея, в том числе 16 картин из Государственного Русского музея. Свыше 20 полотен поступило от частных коллекционеров Москвы и Петербурга. Многие из этих произведений до недавнего времени были не знакомы не только широкой публике, но и специалистам. Таким образом, кураторы демонстрируют на выставке не только хрестоматийно известные произведения мастера ("Вид на Кремль в ненастную погоду" 1851, ГТГ; "Грачи прилетели" 1871, ГТГ; "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" 1871, Горьковский государственный художественный музей; "Проселок" 1873, ГТГ и другие), но и подобрали нестандартный экспозиционный материал из высококачественных малоизвестных работ (например, "Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую Лавру" 1852, частное собрание и другие). Графическая часть выставки - 40 рисунков и акварелей - полностью укомплектована из фондов Третьяковской галереи. Эта особая часть экспозиции представляет Саврасова как талантливого рисовальщика, искусно владеющего графическими техниками, способного передать тончайшие нюансы состояния природы.

На выставке отражены все этапы творчества художника. В ранних произведениях Саврасова сильны традиции романтического пейзажа, в них преобладают световые и цветовые эффекты, нарочито красивые виды ("Вид на Кремль в ненастную погоду", 1851, ГТГ). В 50-е - 60-е годы стиль художника трансформируется, освобождается от внешних эффектов. Образный строй произведений становится спокойней, цветовая гамма стремится к гармонии и единству ("Лосиный остров в Сокольниках" 1869, ГТГ). Апогеем творчества художника, обозначившим новый этап развития отечественной пейзажной школы, стало полотно "Грачи прилетели", написанное в 1871 году. Поэзия обыденности, красота повседневного - эти новые качества привнес Саврасов в русский пейзаж. Во внешне простом мотиве деревенского неказистого ландшафта художник передал восхищение внутренней значительностью переходного момента от морозов к теплу, к зарождению новой жизни, трепетного ожидания счастья, которое овладевает всем живым ранней весной. По словам Исаака Левитана, - "Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".

Несмотря на болезнь и творческий кризис последних десятилетий жизни мастера, и в эти годы он писал значительные произведения - "Весна. Огороды" (1893, Пермская государственная художественная галерея) или рисунок "Вид на село Покровское-Фили" (1893, ГТГ). Некоторые графические работы художника последних лет отличаются опережающей свое время экспрессией и раскованностью рисунка.

На протяжении нескольких десятилетий Саврасов оставался признанным лидером отечественной школы пейзажа. Он оказал огромное влияние на формирование русских пейзажистов конца XIX - начала XX века.

Специально к выставке подготовлен фундаментальный альбом-каталог.

www.museum.ru/N24595
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 17.01.2021  x    ?  


Покровскому собору 460

Сергей Баранов. Котлован. По повести Андрея Платонова

Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка "Передвижники" в Ржевском выставочном зале

Постеры из коллекции Пушкинского музея на выставке в Московском метрополитене

Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф "Так никто не делает" в галерее Файн Арт

Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею

Выставка «Новые идеи для города: вода в городе»

I триеннале декоративного искусства в Пензе

Выставка Ирины Левашевой «О путешествиях японской тушью»

Юрий Гусев. Мста

Выставка «Светопись. Фототеатр Марины Свининой»

Фотовыставка «Узелки на память» в станице Каргинской

Выставка «Дивизионка: Рядом с солдатом»

Юбилейная выставка художника Негга Тесфае Ацбеха в Музее-квартире А.А. Блока

Выставка «Два пути познания мира»

Монографическая выставка Б.Д. Борисова в Пензенской картинной галерее

Выставка «Коллекция Валериана Вадимовича Величко»

«Нонконформизм и космос детства» в Городском выставочном зале Петрозаводска

«Благая весть». Татьяна Чернова

Персональная выставка Евгения Стрелкова «Икс-Гибриды»

"Фукусима: надежда и отчаяние" – фотовыставка Сигэру Ёсида (Япония) к 10-летию трагедии в Фукусиме

Персональная выставка Цырен-Намжила Очирова «Душа степи» в Художественном музее им Ц.С. Сампилова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru