НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Шедевры музеев мира в Эрмитаже

c 3 ноября 2005 по 5 февраля 2006Санкт-Петербург
Афина-Паллада
С 3 ноября 2005 г. по 5 февраля 2006 г. Государственный Эрмитаж представляет выставку "Шедевры музеев мира в Эрмитаже".

Выставка представляет живописное произведение Рембрандта "Афина-Паллада" из собрания музея Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. Одна из прославленных картин мастера вернулась на время в Эрмитаж в канун юбилея великого голландского художника XVII века Рембрандта (1606 - 1669) - в 2006 году исполнится четыреста лет со дня его рождения.

"Афина-Паллада" уже давно принадлежит Музею Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. Однако, с Эрмитажем его связывают незримые нити прошлого. В течение многих лет, с конца XVIII столетия и вплоть до 1930-х годов, произведение Рембрандта украшало эрмитажную галерею.

Впервые "Афина" (холст, масло, 118х91 см) прибыла на берега Невы в составе большой коллекции, приобретенной во Франции в 1781 г. для императрицы Екатерины II. Владелец этого полотна, граф Сильвестр-Рафаэль Бодуэн (1715 - 1797), был известным гравером-любителем и большим знатоком старинных картин.

В 1930 году судьба картины, как и многих других произведений искусства в те времена, резко изменилась. В мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955). В результате секретных соглашений, заключенных в Париже между богатейшим предпринимателем и представителями Госторга РСФСР, Эрмитаж принудили выдать в контору "Антиквариат" ряд ювелирных сокровищ и произведений живописи. "Афина" оказалась в особо ценной партии предметов, в состав которой, помимо шедевров живописи Рембрандта, Г. Тер Борха, Ватто и Н. Лакре, входила также прославленная статуя Гудона "Диана-охотница". За эти музейные экспонаты Галуст Гюльбенкян за­платил советскому государству 140.000 фунтов стерлингов.

Никакие протесты дирекции музея во внимание не принимались. Известно, что "Афина" Рембрандта была отправлена в Париж через берлинскую таможню в своей эрмитажной золоченой раме. В той же раме она экспонируется и на настоящей выставке.

Как почти во всех поздних творениях голландского живописца, сюжет этого полотна подвергался разному толкованию. Молодой воин представлен художником в трехчетвертном повороте на сумрачном темном фоне. Падающий слева свет заставляет сверкать во тьме его металлический доспех. Легкая полутень лежит на его лице. Нет сомнений, что это герой классической древности, однако кто именно? Атрибуты несут огромную изобразительную и смысловую нагрузку в этой композиции. Причудливые детали костюма невольно интригуют зрителя. Голову рыцаря украшает роскошный шлем. Его высокий гребень увенчан фигуркой совы и пышным плюмажем из алых перьев. Эти мотивы - вольная фантазия на тему парадного позднеренессансного вооружения. Рембрандт, большой ценитель и коллекционер старинного оружия, с видимым удовольствием передает блеск золоченого металла. Выбившаяся из-под шлема длинная прядь вьющихся волос ниспадает на складки винно-красного плаща, наброшенного поверх кирасы с оплечьями. В их широко и суммарно прописанных формах с трудом угадываются львиные маскароны.

Маленькой, стянутой кожаной перчаткой рукой воин сжимает копье, в другой держит огромный круглый щит, наружная сторона которого украшена головой медузы горгоны. Красный контур щита (позволяет предположить, что изнутри щит обит алым бархатом) образует энергичный эллипс. Эта форма, создающая дистанцию между зрителем и фигурой героя, имеет немаловажное значение. массивный щит уравновешивает изображение направленного влево копья воина и его слегка склоненной под тяжестью шлема головы. Погруженный в задумчивость герой картины прекрасен, вместе с тем его хрупкий и женственный облик лишен конкретности и определенности.

В самом раннем рукописном каталоге Эрмитажа (1773 - 1785) полотно Рембрандта упоминалось под названием "Афина-Паллада". Однако далеко не все соглашались с таким мнением. В опись коллекции Бодуэна (1780) эта композиция внесена как "портрет Александра в доспехе Паллады". Александру Македонскому приписывали и особое покровительство Афины. Позднее в литературе картину называли "Марсом", "Портретом Титуса" и "Молодым воином".

Куратор выставки - И.А. Соколова, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N24278
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.04.2023  x    ?  


Выставка "Корсунская легенда" в Изборске

Александр Жданов. Последний Пан

Выставка «Шелковый ветер» в Старой Ладоге

Алтайский край. Чумыш-Перекат - археологический памятник разных эпох

Презентация книги А.В. Головнёва "Северность России" в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого

Выставка Бахрушинского музея "Большой балет Юрия Григоровича" в Париже

«Александр Островский. Сыграем в театр»: на ВДНХ отметят 200-летие со дня рождения великого драматурга

Выставка "М. Горький. В поисках нового человека"

50 лет Музею космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко

Презентация изданий памяти Ирины Антоновой в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка Елены Столыпиной "Прекрасное вокруг нас"

Коллекция в коллекции: художественные сокровища князей Куракиных

Наш свет – театр!

Фотовыставка Степана Чубаева в Российской государственной библиотеке для молодежи

Вышло в свет юбилейное издание «Коломенское-100»

В поле моего отца. Леонид Тишков

Выставка «Игра начнется завтра» в Бородинской панораме

Театр фотогеничен. Три века театральной фотографии

VI Дёминские чтения в Музее имени Андрея Рублева

Фотовыставка «Азбука современности. Наблюдения» в Музейном центре «Площадь Мира»

Выставка "Опыты диалога" в Северо-Кавказском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина

"О чем молчат предметы" - цикл встреч в Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты»

Выставка «ПроСТРАНСТВИЯ» во Всероссийском музее декоративного искусства

"Имя тебе - Победитель! Сражаюсь, верую, люблю"

Выставка «Тихо космос шепчет сказки. Авторская кукла» в Саратовском музее краеведения

Роман Головко. Скрытые категории

Выставка "Фальконье. Архитектура света" в Музее архитектуры

Программа мероприятий Музея Серебряного века – апрель 2023

Персональная выставка В.А. Карначева в Ростовском музее изобразительных искусств

Сергей Кузнецов. Архитектура мира

Выставка шедевров агитационного фарфора в KGallery

На языке правил и исключений. Наука и искусство

«Нетеатр». Выставка нетеатральных работ художников театра


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru