НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Пленники красоты" из Третьяковской галереи в Нижнем Новгороде

c 28 октября по 30 декабря 2005Нижегородская область
К. Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. ''Пленники красоты'' из Третьяковской галереи в Нижнем Новгороде
Выставка, котрорая прошла с большим успехом в Государственной Третьяковской галерее "Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830 - 1910-х годов" 28 октября открывается в Нижегородском государственном художественном музее.

Проект не только дает возможность увидеть в широком контексте хрестоматийно известные произведения прославленных авторов, ставшие своего рода эталонами стиля, но и вводит в сферу внимания специалистов и любителей искусства много новых имен и произведений. Особую гордость выставки составляет призведение "Медуза" Павла Сведомского (собрание ГТГ). Другое произведение этого же мастера - "античная идиллия" "Игра в кости" - недавно поступило в коллекцию Третьяковской галереи.

Мастеров академического и салонного искусства их противники называли "беспечальными художниками". Темные стороны действительности, изнанка жизни, "низкие истины", социальные и психологические конфликты не привлекали этих мастеров. Они считали, что искусство призвано возвышать человека над прозой жизни, отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз.

Такое искусство требовало больших знаний, эрудиции, огромного трудолюбия и в хорошем смысле этого слова ремесленного мастерства. Не случайно его создатели принадлежали к числу "отличников" академий. Их произведения характеризуются совершенством рисунка, мастерством композиции и колорита, разнообразием фактурных эффектов, умением выбрать занимательный сюжет. Академическая и салонная живопись второй половины ХIХ века в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей заветов живописного умения и профессионализма.

Выставка демонстрирует многообразие стилей, к которым прибегали мастера этого направления: неоклассика, "русский стиль", "фо рококо", ориентализм, европейское средневековье… В сферу интересов этого искусства попадали все жанры: исторический и бытовой, натюрморт и пейзаж, портрет. В экспозиции выделены две главные темы - "античный миф" и "русский стиль". Самая значительная работа первого направления и, пожалуй, всей выставки - "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" Семирадского. "Русский стиль" представлен произведениями Константина Маковского, Андрея Рябушкина и др.. Долгожителю салонного искусства - итальянскому жанру - посвящен раздел "Dolce vita". В мифологии искусства XIX столетия Италия - страна любви, свободы и красоты. Ее воспевали многие русские художники, в том числе Михаил Скотти, Федор Бронников, Василий Суриков. Понятие салонного искусства традиционно связывается с определенной портретной традицией. Обширный раздел выставки "Дамы и господа" представляет блестящие работы Сергея Зарянко, Константина Маковского, Ильи Репина, Константина Сомова. Все они демонстрируют приемы, составляющие в этом направлении основу образа - эффектную подачу внешнего облика модели, черты "светскости" и высокого социального статуса.

Русское искусство XIX века развивалось в противостоянии и одновременно взаимовлиянии двух ведущих направлений: реалистического и академического. Различное понимание задач искусства, самого понятия "красоты", определявшее разность эстетических программ, придавало напряженность и разнообразие художественной жизни России XIX столетия. Забывая об этой оппозиции, сегодня порой трудно понять истоки пафоса намеренного аскетизма, колористической сдержанности работ мастеров-передвижников или те "срывы" в салон, которые имели место в творчестве Крамского, Репина, Поленова и других художников демократического лагеря.

Салонная живопись XIX века, которую современники иногда уничижительно именовали "живописью стенных украшений", может и должна во многом рассматриваться по законам декоративно-прикладных искусств. Здесь закладывались предпосылки синтеза искусств, концепции взаимосвязи изобразительного искусства и интерьера, которые реализовались позже в эпоху модерна. Нет необходимости заниматься реабилитацией салонного искусства, но бесспорно, что принятый до сих пор уничижительный оттенок в его интерпретации может и должен быть снят. Русское академическое и салонное искусство ХIХ века - значительное художественное явление, давно ждущее специального показа и исследования. Выставка "Пленники красоты" помогает создать более объективную картину развития русского искусства, позволяет восстановить историческую справедливость и отдать дань художникам, внесшим существенный вклад в развитие культуры ХIХ столетия, а также лучше понять истоки многих явлений искусства ХХ века.

www.museum.ru/N24143
Ваше мнение »»

»»Нижегородский государственный художественный музей
Адрес:Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 3
Проезд:Любой общественный транспорт до ост. "Пл. Минина и Пожарского"
Телефоны:(831) 439-13-73
сайт:artmuseumnn.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 18.01.2022  x    ?  


Завершена реставрация Родительской усадьбы М.А. Шолохова

Выставка «Придумали и сделали! Виктория Нурисламова. Языковые конструкции»

Музей-заповедник «Царицыно»: выставочные планы на 2022 год

Детский фестиваль искусств «Январские вечера»

Российско-американский проект «Самое время снова запустить быструю коричневую лису… не так ли?»

Выставочные планы на 2022 год в Коломенском: старообрядчество, Петр I, Медный бунт и кино

Зима'22 на "Пушкинской-10"

Владимир Мигачёв. Холодный фронт. Выставка в галерее ARTSTORY

Выставочные планы усадьбы «Измайлово» на 2022 год

Сольный фортепианный концерт Риада Маммадова в рамках фестиваля «Пятницы в Пушкинском»

"Ференц Лист в России". Литературно-музыкальный вечер в Доме-музее А.И. Герцена

«Жизненный путь». Выставка произведений Владимира Галатенко в Российской академии художеств

Кван Йонг Чан. Объединения

Вечерняя выставка «Красный февраль» в Архангельске

15 московских музеев получат гранты фонда Александра Светакова на развитие инклюзии

Фотовыставка «Кронштадт глазами Неба»

Выставка «Азбуки художников» в KGallery

Персональная выставка Валентины Суминой «Пока светит солнце»

Кронштадт. Город с железным характером

Выставка "Минувших лет святая память"

Виллем ван Вигель. Кинетическая скульптура

Виртуоз таксидермии. Выставка к 180-летию выдающегося таксидермиста Ф.К. Лоренца

Выставочный проект «Дальний сад»

«Солнце в моём доме». Выставка произведений Млады Финогеновой в Российской академии художеств

«Авангард. На телеге в XXI век». Выставка в Музее русского импрессионизма

«Бумажная симфония». Работы мастеров Центра корейского бумажного искусства в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru