НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Рисунок и акварель в русском искусстве. Первая половина XIX века" в Михайловском замке

c 27 октября 2005 по 20 февраля 2006Санкт-Петербург
А.П.Брюллов. Портрет В.А.Перовского. 1824
27 октября в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка "Рисунок и акварель в русском искусстве. Первая половина XIX века". Это - вторая выставка проекта Государственного Русского музея "Три века русского рисунка". Она включает около 200 произведений из музейного собрания, ряд из которых экспонируется впервые. Полнота и значительность коллекции русского рисунка первой половины XIX века в собрании Русского музея позволяет представить экспозицию, отражающую все грани этого явления русского искусства.

В первой половине ХIХ века графика представляет собой особую систему культуры. В ней работают как профессионалы, так и представители разных слоев общества, любящие и умеющие рисовать. В это время, рисунок, как более доступный вид творчества, становится одним из социально значимых средств общения, язык его понятен практически каждому члену общества.

Мастерство российских художников в области рисунка было не менее известным, чем в области станковой живописи и, в какой-то мере, даже более популярным. Вероятно, потому, что жанр рисунка и акварели больше соответствовал состоянию мыслей и чувств людей той эпохи, которую принято называть "пушкинской эпохой". Такие признанные мастера, как О.Кипренский, К.Брюллов много работают в технике рисунка и акварели, создавая замечательные портреты своих современников - от легкого изящного наброска до полностью проработанного и законченного произведения.

Рисунок первой половины ХIХ века являет собой соединение аристократизма и демократичности. Обладая высокой исполнительской культурой, изяществом, мастерством, рисунок при этом обращается (причем достаточно оперативно) к самым многочисленным темам и сюжетам, волновавшим российское общество. А благодаря иллюстрации, литографии, гравюре, он становится доступным для самых разных членов российского общества.

В начале ХIХ века, развивающиеся наука и промышленность требовали все большего количества людей, умеющих рисовать и чертить, а потому многие художники этого времени - служили. Например, знаменитый мастер акварельных портретов П.Соколов - в Кораблестроительном департаменте, а брат О. Кипренского А. Швальбе - в департаменте внутренних дел. Академия Художеств, пока не были созданы специальные учебные заведения, удовлетворяла потребности страны в подобных специалистах. Для самих же художников служба вне художнической среды являлась и возможностью соприкоснуться непосредственно с жизнью, подсказывая темы и образы для будущих произведений.

Первая половина XIX века - время строительства многочисленных дворцов и усадеб, в проектировании которых принимали участие как известные архитекторы (Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси), так и мастера, имена которых почти неизвестны в наше время. Но их эскизы свидетельствуют и о профессиональном мастерстве, и о виртуозности рисовальщиков, и об огромной культуре оформления жилых помещений.

Дворцовое и усадебное строительство породило и самостоятельный раздел в истории графического искусства: акварельные виды дворцов и усадеб, а затем акварельные интерьеры.

В ХIХ веке художники не разделялись на живописцев и прикладников: участие художника требовалось как при изготовлении карет, мебели, фарфора, так и бумаги с тисненым орнаментом. К сожалению, самих подобных эскизов почти не сохранило время, зато сохранились изделия, в проектировании которых принимали участие такие выдающиеся мастера, как А.Воронихин, К.Росси и др. Художники 18-19 вв. в большинстве своем были универсалами и могли, наравне с книжной графикой, рисовать, например, воинское снаряжение или эскизы для изготовления канделябров.

В особый вид графики можно выделить документальные рисунки и акварели, создававшиеся в экспедициях и путешествиях по Сибири и Алтаю, Крыму и Кавказу. Зарисовывались быт и костюмы народов, населявших эти места, архитектура, пейзажи - ведь рисунок в то время заменял фотографию. Своеобразный тип видового пейзажа создан был братьями Г.и Н.Чернецовыми Однако, тщательная документальность, являвшаяся по началу сопротивлением академизму, не могла долго устраивать художников. Соприкосновение с природой обогащало творчество путешествующих, влияло на выразительность их языка (М.Воробьев), в результате на свет появлялись замечательные пейзажи, пронизанные глубоко личностным восприятием природы (А.Мартынов, И.Иванов )

Были сделаны попытки высвободить и бытовую тему - в самостоятельную (А.Венецианов "Петербургская серия"). А.Иванов в своих римских акварелях создал не просто жанровые сценки, а произведения с развитым сюжетом. Своеобразную изобразительную "энциклопедию Петербурга" 1830-1850-х годов создал В.Садовников.

Раскрепощение личности, демократизм эпохи вызвали к жизни и многочисленные явления юмористической и сатирической графики, в которой работали И.Иванов, А.Венецианов, И.Теребенев, но подлинным королем шаржа в начале ХIХ века был А.Орловский (Дж.Кваренги в виде амура, стреляющего из лука).

www.museum.ru/N24136
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 07.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru