С 5 по 24 ноября 2005 года Центральный Дом Художника представляет выставку живописи Сергея Сорокина. К 55-летию со дня рождения. Нижний Новгород. Зал № 8 (часть).
Творчество нижегородского художника Сергея Сорокина принадлежит реализму. Реализм Сорокина не только и не столько в обращении к вполне узнаваемым персонажам, мотивам и сюжетам, сколько, прежде всего, в самом отношении к данным персонажам, мотивам и сюжетам, основным критерием которого остается человеческое измерение. Действительно, идет ли речь о перенаселенной коммуналке в Сормово, подворотне на ул. Интернациональной или тихом дворике на ул. Сергеевской, неизменным остается сочувствие к обитателям этой вполне конкретной социальной среды. Данное обстоятельство, очевидно, и явилось причиной подозрительного отношения к творчеству Сергея Сорокина со стороны официальных властей 70-80-х гг., видимо, полагавших, что советский человек не может быть бомжем или пьяницей, а если он все-таки бомж и пьяница, то тогда и вовсе не человек и уж во всяком случае - не лирический герой. Между тем, независимо от своей разновидности, реализм далек от идеализации действительности, поскольку призван отразить ее собственно такой, какая она есть.
Отображая нравы своего времени, это поистине "живое искусство" (Курбе) должно быть не только относительно объективным, но и в известной мере субъективным, поскольку предполагает сопричастность художника факту изображения - сопереживание или "вчувствование" в психологию изображаемой модели.
Живописный цикл Сергея Сорокина "Портрет пейзажа" - характерный тому пример. Человеческое присутствие ощущается здесь не только в отдельных приметах быта: развешенное для сушки белье, брошенная кем-то бутылка или нацарапанная на стене надпись. Очеловечение внутреннего пространства холста достигается и за счет метафоризации: водосточные трубы уподобляются натруженным рукам, темные окна - ввалившимся глазницам... Дома живут и страдают, как люди.
Андрей Бочкарев