НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Зигзаги" А.Максимова в Третьяковской галерее

c 12 октября по 11 декабря 2005Москва
Конец осени. 1966. К., м. 48х69
Большой город. 1966. Б., гуашь, темп. 78,5х49,8
Метро. 1967. Б., автолитография. 62х49; 56,2х39
Ночь в Гурзуфе. 1967. Б., гуашь. 45х29,4
Вечерняя прогулка у Черного моря. 1967. Б., гуашь. 45х29,4
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея и Галерея "Ковчег" представляют выставку Александра Максимова "Зигзаги". Живопись и графика. Пресс-показ 11 октября 2005 в 14.00. Вернисаж в 16.00. Выставка открыта с 12 октября по 11 декабря 2005 года.

Имя Александра Денисовича Максимова (1930 - 1992) обычно связывают с жанром, носящим название "аранжировка русского лубка": групповые выставки под таким заголовком прошли в Русском музее (1977) и в ЦДХ (1984). Более полное знакомство широкой публики с наследием этого автора стало возможным только сейчас. Выставка в Третьяковской галерее представляет более 200 произведений живописи и графики 1960-1990-х годов из фондов ГТГ, коллекции галереи "Ковчег" и частных собраний.

Александр Максимов родился 23 марта 1930 года в Подмосковье. В 1950-м окончил педагогическое отделение Московского областного художественного училища памяти 1905 года, с 1952 по 1958 учился в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова - традиционный путь многих живописцев и графиков его поколения. С началом 1960-х период ученичества остался для Максимова позади. Уже в альбомах 1961 года (с их листов начинается первая персональная экспозиция мастера в ГТГ) видно, что он - в первую очередь, великолепный, самобытный рисовальщик. Рисунки обладают разной степенью "распредмеченности", и можно проследить поэтапные градации условности - как один и тот же натурный мотив обобщается и перетекает в абстракцию. В это же время и чуть позже Максимов делает большие гуашевые листы: от экспрессионизма до ташизма, от наива до минималистической абстракции. Несмотря на связь некоторых "оттепельных" максимовских работ с западными образцами, его листы - в первую очередь самостоятельные размышления и пробы.

Художника увлекало включение текста в изображение. Его необычный взгляд на окружающее нашел выражение в таких неожиданных сериях, как литографированная "Некоторые наколки на пляже в Малореченском в Крыму" (1976-1977) или рисованная "Тамбовская дача" (1990). Максимов не уехал из страны, но и здесь не попытался сделать ставку на свои картинки с текстом, поэтому его "Четыре позы Нины Петровны" (1980) или "Мухи на тамбовской даче" (1978) остались никому неизвестными, в отличие от мух и других персонажей его современника Ильи Кабакова. Что-нибудь важное или просто занявшее на некоторое время внимание художника непременно становилось материалом для работы. У него можно встретить рисунок с подписью "Я ем кукурузу и волнуясь смотрю на скота, который обзывает меня" (1961) или "Пол в автобусе №206" (1987). Графические листы с какого-то момента становятся дневниками Максимова. В них - увиденное за день, случайно услышанные разговоры, размышления на самые разные темы. Иногда изображение впрямую иллюстрирует тест, иногда - работает ассоциативно.

Одним из главных достоинств художника на протяжении всей его творческой деятельности оставалась изобретательность, нестандартное художественное мышление. Так, на рубеже 1990-х, уже под конец своих дней, Максимов придумал рисовать карандашом, мелом, сангиной на кусках негрунтованного холста. График по преимуществу (живопись Максимова, еще начиная с конца 1960-х годов, носит все-таки выраженный "графический" характер), он сумел найти свежее и органичное сочетание чисто графических материалов с традиционной для живописи основой. Атмосфера ветреной Балтики, цветущий Гурзуф и фрагментарно запечатленный быт тамбовской дачи одинаково убедительны в этом парадоксальном сочетании материалов.

Многообразие творческого наследия этого художника удивляет. Художник мог остаться в истории отечественного искусства в качестве абстракциониста, жанрового бытописателя или даже концептуалиста. Но это было бы созданием еще одного мифа, не описывающего реальное положение вещей, - хотя Максимов, безусловно, очень подходящая фигура для мифологизации. Весь его образ, сотканный из редчайшего трудолюбия, многочисленных странностей, колоритного внешнего облика, экзотических увлечений и нетривиального способа художественного мышления, мог послужить созданию легенды. Мешает, пожалуй, только невероятная траектория его творческого пути, которую можно приблизительно описать словечком "зигзаги" - оборотом, привычным для речи людей его поколения.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог.

www.museum.ru/N23892
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 02.05.2024  x    ?  


Археологический феномен. Между прошлым и будущим

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

«По России в свите Наследника…»

Выставка «Уникум из Амурска» в Дальневосточном художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru